Главная Экономика 00:01 22 Октября 2021 8978
Добро пожаловать в каменные джунгли

Почему в самой большой стране самые маленькие квартиры

Александр Киденис
Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Для начала порадуемся: решение жилищной проблемы в России набирает темп. За 2020 год построено 82,2 млн кв. метров — примерно на 2500 квартир больше, чем годом раньше. За три квартала 2021 года рост почти на 30% в сравнении с январем — сентябрем 2020-го. К 2030 году Минстрой запланировал ежегодно строить не менее 140 млн кв. метров жилья в многоквартирных домах — это рост на 70%, не считая «индивидуального жилья». Но, может быть, мы его напрасно не считаем?

Теперь другие цифры. Проживанием в сельской местности ныне интересуются 81% россиян, преимущественно люди в возрасте от 25 до 50 лет. Половина из них готовы переехать за город на постоянное место жительства, 25% хотели бы жить там периодически. И лишь 20% твердо высказались за городскую жизнь. Это данные опроса, проведенного Россельхозбанком. Главные преимущества загородной жизни, по мнению респондентов, очевидны: простор собственного дома и участка, хорошая экология, меньше суеты и стрессов. И это, между прочим, не капризы россиян, а общемировая тенденция.

Теряет население 19-миллионный Нью-Йорк. По сообщениям риелторов, в Нижнем Манхэттене пустуют не менее 5% квартир — самый высокий показатель за 10 лет. Зато дома в пригородах вздорожали на 20% и более: пандемия быстро подняла престижность «отдаленного жития». Мой нью-йоркский приятель школьных лет Стивен после завтрака неторопливо выезжает из гаража, встроенного в трехэтажный (ипотечный!) особняк — и через 10 минут, оставив машину на бесплатной парковке, садится в скоростную электричку. Еще через 20 минут выходит из вагона на Центральном вокзале Нью-Йорка, чтобы нырнуть в метро. И лишь здесь его, наконец, встретит людская толчея, в которой Стивен почувствует себя горожанином.

Или вот Старый Свет. В Лондоне треть жителей заявляют, что предпочли бы пригород или сельскую местность для переезда. В Германии, согласно опросам, каждый восьмой житель крупных городов планирует перебраться в пригород или сельскую местность в ближайшие 12 месяцев. В Париже ситуация несколько иная, но лишь потому, что население столицы Франции уже почти наполовину состоит из иммигрантов и пригороды французского мегаполиса давно превратились в арабские эмираты. Но есть у города и сюрреалистические предместья — например, спальный район Tours Aillaud («Башни облаков»), состоящий из 18 высоченных башен, больше напоминающих космические корабли с круглыми и овальными окнами без единого балкона. Вряд ли они лучше нынешних московских близнецов эпохи реновации, но французы от своих «ракетодромов» тоже не в восторге.

Москва не экспериментирует, она ускоряет сооружение многоэтажек от пояса бывшей Белокаменной и ниже. Городские власти можно понять. За прошлую десятилетку столица избавилась, наконец, от выслуживших по два-три нормативных срока 1796 хрущоб, переселив в новые квартиры более 200 тысяч жителей. Но следом переселения потребовали обитатели еще 5173 «панелек», население которых высказалось за вхождение в нынешнюю городскую программу. По которой, кстати, более просторные и комфортные квартиры надо предоставить не у черта на куличках, а в «пешей доступности» от прежнего обжитого района. И этих квартир по программе нужно миллион! Понятно, без «небоскребов» здесь не обойтись.

Однако в нынешнем году Москва построит 6 млн кв. метров жилья, из которых лишь 1,5 млн — для реновационной программы (вся она рассчитана на 15 лет). Но и остальное жилье, возводимое в столице, — это тоже многоэтажки и супервысотки. Они быстро превращают столицу в каменные джунгли, и эту тенденцию не изменят никакие старания властей, разбивающих цветники и скверы на свободных пятачках. Редкие исключения действительного уюта — это элитные дома в старых кварталах для обладателей больших капиталов. Например, в Замоскворечье комплекс четырехэтажных домов предлагает квартиры с собственным выходом в приватный дворик-патио. Чем не деревня в городе?

Но элитного жилья в столице мало, около 300 комплексов. Малоэтажного еще в разы меньше, а потребность огромная. А что будет завтра, когда все наши мегаполисы из 5-10-этажных превратятся в 50-этажные?

У России есть другой путь и даже опыт. Например, опыт со-здания поселка художников «Сокол» на кооперативных началах на севере Москвы в 1920-х. Сегодня ему цены нет, участки перекупаются за сотни миллионов. Но и тогда от пайщиков требовались немалые деньги: полная стоимость коттеджа, выплачиваемая несколько лет, составляла 600 червонцев. Однако главным капиталом стали разрешение властей на создание кооператива и земля, которую выделили бесплатно просто потому, что в общественном мнении гуляла идея «города-сада», который должен был окружить Москву. Ее окраины и пригороды предполагалось застроить аналогичными поселками из индивидуальных домов и общественных пространств — свои библиотеки, клубы, спортивные и детские площадки. Но «Сокол» был и остался единственным.

А почему бы нынче не возродить идею столетней давности? Ведь свободной земли у города и теперь немало — 10 лет назад столица выросла в 2,5 раза за счет присоединенных территорий. И желающих там поселиться тьма, порожденный пандемией дачный ажиотаж вокруг мегаполиса продолжает нарастать. Ему способствует почти двухлетний карантинный опыт, доказавший, что не меньше трети работающих москвичей могут успешно заниматься своим делом, почти не выходя из квартиры, за исключением одного-двух присутственных дней в неделю. И если сегодня каждый восьмой москвич является еще и дачником, то есть разрывается на два дома, то индивидуальное строительство в самом городе в немалой степени способно решить и эту проблему.

Еще актуальнее этот вопрос для российской провинции, где четверть семей и ныне проживают в частном секторе. Для сравнения: в США в «односемейном жилье» проживают около 71% населения. Но в России не меньше четверти, а в иных местах до трети таких домов еще довоенной или дореволюционной постройки составляет ветхое и аварийное жилье. Его обычная судьба — снос с переселением хозяев в новую квартиру и сооружение на освободившемся участке очередной многоэтажки. Но почему там не построить современный коттедж — допустим, методом частно-государственного партнерства с претендентом на получение государственного жилья взамен снесенного бульдозером? Впрочем, варианты могут быть разными, если задаться целью остановить превращение старинного российского города в стеклянно-бетонный.

В российской провинции и ныне строится малоэтажное жилье. По данным «Дом.РФ», лидером по такому строительству является Иркутская область, где доля домов не выше четырех этажей (111 домов) составляет половину всей текущей стройки (224 здания). На втором месте Челябинская область — доля малоэтажек в объеме строительства жилья здесь составляет 32% (46 домов). Замыкает первую тройку Ленинградская область — 31% (98 домов). Но и это, как правило, не индивидуальные дома, в которых предпочитает селиться весь мир, а обыкновенные коммунальные стройки, только этажами пониже. Хотя, по официальной статистике, в прошлом году в 1,4 раза выросло и строительство индивидуальных домов. Но это, скорее, заслуга регистраторов, сумевших поставить на кадастровый учет больше дачных особняков, сооруженных для круглогодичного проживания.

А для массового строительства индивидуального жилья в городах и пригородах нужна массовая ипотека, которая в России до сих пор используется в основном для финансирования многоэтажек. Здесь можно лишь удивляться парадоксу: идею жилищной ипотеки Россия переняла у американцев, которые придумали ее во время Великой депрессии именно для финансирования индивидуального жилищного строительства. Но до «индивидуалов» мы ее до сих пор не дотянули. Почему? Сами чиновники признают: через 80 лет строить, как американцы, мы более-менее научились, а финансировать и оформлять документы на такие стройки, как американцы, до сих пор не умеем.

В этом тормоз всему. Потому что массовое индивидуальное строительство требует больших перемен в стройиндустрии, нацеленной на многоэтажки, изменений в прокладке инженерных сетей, перемен в генпланах городов — чтобы рядом с частными коттеджами не вырастали дома-небоскребы. Работа большая, но вполне посильная, если есть финансирование. Но именно оно у нас буксует из-за чиновничьей неповоротливости:

А в это время

К чему может привести Россию увлечение многоэтажным жилищным строительством, показывает пример Китая, где появились города-призраки с жилыми домами, в которых никто не живет. В журналистской командировке мы с коллегами ехали вечером мимо такого города во Внутренней Монголии и очень удивлялись темным окнам многоэтажных громадин. Как выяснилось, в нынешнем Китае около 64 млн построенных, но пустых высоток. Квартиры в них продаются, стоят недорого и в большинстве куплены населением в качестве инвестиций в будущее. В прошлом году китайские СМИ сообщили: Государственная электросетевая компания КНР провела исследование в 660 городах и обнаружила на электрических счетчиках 65,4 млн квартир нулевые показания за полгода...

Российским городам такое пока не грозит — сначала нужно лет десять строить многоэтажное жилье китайскими темпами. Но если потом большая часть населения переберутся в деревни и поселки, то мы получим города-призраки вроде Детройта, где десятки тысяч объектов недвижимости выставлены на продажу.

И вновь (в который уже раз) вдруг развернулось обсуждение темы про богатство и богатых

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Фото: West Coast Surfer/moodboard, globallookpress.com

Кто эти люди и почему в России их, мягко говоря, не очень любят, по старинке утверждая, что трудом праведным не наживешь палат каменных? Толчком к спорам на старую тему послужили два любопытных социологических...

В России наметился бум частного инвестирования

Максим Башкеев
Труд
Фото: © Bulkin Sergey,globallookpress.com

В январе был побит очередной рекорд: число физических лиц, имеющих брокерские счета на Московской бирже, превысило 30 млн человек. Этак скоро каждый пятый взрослый россиянин вслед за канувшим в историю Леней Голубковым...

Лица, ответственные за выпуск новых отечественных авиалайнеров, кормят страну завтраками

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Superjet 100 улетел на 2026 год. Фото: Леонид Фаерберг/Transport Photo Images, globallookpress.com

Объединенная авиастроительная корпорация, входящая в состав «Ростеха», в очередной раз сообщила о переносе сроков поставок отечественных авиалайнеров. Итак, МС-21 улетел на 2025 год, а Superjet 100 —...

Экономика 23:01 / 31 Января 2024 3155
На своих четырех…

С 1 февраля депутатов и чиновников планировали пересаживать на отечественные автомобили. А где их столько взять?

Александр Киденис
Труд
Внеочередную замену импортного транспорта на отечественный обещают пока только думскому начальству. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

«Российские автомобили Lada Vesta поступили в гараж Госдумы и уже вышли на линию, — сообщил журналистам депутат Олег Леонов из фракции «Новые люди». — Машины достойные, и я считаю,...

Экономика 23:01 / 31 Января 2024 3089
Лифт застрял!

Вслед за массовыми отключениями тепла в многоэтажках к россиянам подкралась новая напасть: они могут остаться без лифтов

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
К 2025 году завершится срок эксплуатации каждого пятого лифта в стране. А заменить их не получится. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

2024-й пора объявлять годом ЖКХ: ни дня без новостей от коммунальщиков! То в разгар морозов жители многоэтажек во многих регионах остались без отопления из-за аварий на сетях, то дворники по всей стране...

Экономика 00:07 / 09 Февраля 2024 3057
Слегка ржавые, но едут

На наших глазах в страну вернулся постсоветский авторынок: падает спрос на новые машины, зато растет ввоз сильно подержанных иномарок из-за рубежа

Алекс Зверев
Труд
Годовой ввоз б/у машин из-за рубежа превысил 1,2 миллиона штук. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Крупнейшие российские автозаводы Самарской, Ульяновской и Нижегородской областей говорят о снижении объемов производства из-за сокращения продаж, о чем заявлено в докладе Центробанка о региональной политике. Впрочем,...

Экономика 00:01 / 29 Февраля 2024 3029
Как рыбку съесть?

Британское блюдо фиш-энд-чипс готовят из трески Баренцева моря, которая слишком дорога для нашего кармана

Александр Киденис
Труд
Может, пора уже для населения устроить настоящий рыбный день? Фото: Алексей Гынгазов/Russian Look, globallookpress.com

«У нас в Мурманске в советское время треску и минтай за еду не считали — кошек и поросят кормили. А сейчас по ценам все это деликатес», — говорят жители рыбной столицы...

На рынке автострахования появился новый продукт - краткосрочные полисы, которые действуют от одного до нескольких дней

Максим Башкеев
Труд
«Автогражданку» сейчас не критикует только ленивый водитель. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

В отличие от годовых договоров ОСАГО, стоимость которых контролируется Центробанком, «однодневки» отданы на откуп страховым компаниям. И сразу стало ясно, что скромничать они не собираются. «Автогражданку»...

Российское общество много лет ждет ответа на запрос относительно исправления ошибок приватизации

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
По иску Генпрокуратуры арестовано имущество сразу нескольких крупных предприятий, в 1990-х годах отданных в частные руки. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

По иску Генпрокуратуры арестованы акции и имущество Ивановского завода тяжелого станкостроения (ИЗТС). Что за этим стоит: пересмотр всего комплекса имущественных отношений, сложившихся после 1991 года, или точечное изъятие...

Экономика 00:01 / 07 Марта 2024 2799
Сюрприз на колесах

Первоапрельский «День дурака» обещает нам рост цен на бюджетные легковушки минимум на 300 тысяч рублей

Александр Киденис
Труд
Автомобиль постепенно превращается из средства передвижения в роскошь. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Правительство вводит новый, повышенный размер утилизационного сбора за автомобили. Вздорожают в основном китайские авто, но они уже составляют две трети рынка импортируемых машин. В минувшем году в России было реализовано...

Нет ничего проще: разрешить магазинам даром раздавать еду с истекающим сроком годности

Максим Башкеев
Труд
Чтобы фудшеринг заработал, он должен быть интересен бизнесу. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Судя по всему, фудшеринг у нас все-таки станет реальностью. Соответствующий законопроект подготовили депутаты «Единой России». Документ передан на рассмотрение в правительство и уже успел получить одобрение...

Частных домов в России уже строится больше, чем многоквартирных

Алекс Зверев
Труд
Большинству россиян надоели «человейники», которые росли как грибы после дождя. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В начале нулевых я построил дом. Пришлось во многом себе отказывать, залезать в долги, но с годами пришел к убеждению, что это были лучшие мои инвестиции. Сегодня так думают миллионы: частных домов уже строится...

Нашему Совету Федерации, похоже, неймется, как герою старого анекдота о знаменитом одесском закройщике, который мечтал стать царем

Алекс Зверев
Труд
Потешить самолюбие законодателей, которые и так недешево обходятся бюджету, – дорогое удовольствие. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

В Совете Федерации обсудили возможность создания в России государственного маркетплейса. Как видим, немножко поторговать не прочь даже обитатели столичного особняка на Большой Дмитровке. В старом анекдоте о знаменитом...

На фоне президентской кампании в США там озаботились китайской торговой экспансией так, будто речь идет об Армагеддоне

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Западные СМИ стращают цунами из дешевого китайского импорта. Фото: Zhang Ailin/Синьхуа, globallookpress.com

Спятивший американский генерал Джеймс Форрестол, в 1949-м сиганувший с 16-го этажа с криком «Русские идут!», давно стал фигурой символической: вот до чего доводят фобии. Но сегодня пора беспокоиться за нынешних...

Экономика 19:01 / 10 Февраля 2024 2341
Ах, белый теплоход…

Билеты на морские путешествия раскупаются как горячие пирожки

Максим Башкеев
Труд
Фото: Peter Zimmermann/dpa-Zentralbild, globallookpress.com

Правительство продолжает стимулировать внутренний туризм. Подготовлен законопроект по обнулению НДС для круизных судов, курсирующих из наших портов. Хотя билеты на морские путешествия и так раскупаются как горячие пирожки. Напомним:...

Специалисты рассказали, как сделать работу российских складов более безопасной

Эксперты отмечают, таких происшествий станет меньше, когда на больших складах появятся подготовленные профессионалы. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

25 января в московском информационном агентстве «Аврора» прошел круглый стол независимого профсоюза «Новый Труд» (НПНТ), посвященный вопросам предотвращения аварийных ситуаций в платформенной экономике, в частности –...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?