Главная Культура 19:30 22 Декабря 2015 9604
Александр Розенбаум: Песня есть отражение пережитого, дорогих тебе мыслей

В канун праздников перед своим концертом, посвященным выходу альбома «Метафизика», известный музыкант ответил на вопросы корреспондента «Труда»

Георгий Настенко

Для Александра Розенбаума окончание 2015 года совпало с выходом его нового альбома «Метафизика». И в канун праздников перед своим концертом известный музыкант, как мне показалось, довольно откровенно ответил на вопросы корреспондента «Труда».

- Александр Яковлевич! Кем вы всё-таки себя считаете? Бардом? Музыкантом? Автором? Певцом?

- Я не люблю, когда меня называют бардом, объясняя: бард – тот, кто сам сочиняет и сам поет. Тогда Леннона и Маккартни тоже можно считать бардами. Я на самом деле – профессиональный музыкант, и пишу музыку в разных жанрах. Вальс-бостон – это джазовая композиция. Казачья песня – фольклорная стилизация, и так далее. Когда меня очень достала «вокально-инструментальная культура» советского периода, я ушел в жанр той песни, которую можно было исполнять самому под гитару. И я никогда не забывал музыки, с которой начинал и которую люблю. Может быть потому, что я – один из немногих певцов, кто играет на музыкальных инструментах.

Сегодня я устал от огромного количества недомузыкальных поделок, от компьютеризации музыки. Многие - на одной и той же аранжировке, на одних и тех же вокальных тембрах. Да, есть, модная музыка. Против нее я ничего не имею. У каждого поколения своя модная музыка. Для моих родителей модная музыка – фокстрот и танго. У меня – шейки, твисты. Сегодня – рэп и кислота. Завтра пусть будет хоть ангидрид. Но для меня главное – живое творчество. Для меня в музыке мысль – это мелодия. А если песня – то еще и стихи. В начале моей карьеры, лично для меня, как и всего моего поколения было две главные темы: война и любовь. Но хороших песен о любви не может быть много, хотя это чувство известно каждому человеку. Если писать про любовь «дежурно», лишь потому, что так надо – хорошо не получится. Потому что надо свою душу вывернуть наизнанку, чтобы выражение этого чувства дошло до каждого человека. И каждая песня о любви должна иметь поэтическое и музыкальное обоснование.

- Что принципиально нового в этом альбоме? И как вообще вы меняетесь с годами?

- В своем новом альбоме я не являюсь новым Розенбаумом. Потому что новое – это всегда хорошо забытое старое. Мои вкусы не всегда совпадают со вкусами моих слушателей, но я их, слушателей, понимаю. Например, кто-то из них привык, когда «Вальс-бостон» поется под гитару, и другого варианта исполнения человек уже не признают. Хотя я ее создавал как джазовую композицию, и она прямо-таки «просилась» под аккомпанемент оркестра. Время идет, и многое меняется. Это не значит, что я подделываюсь под вкусы очередного молодого поколения. Но с годами ведь и я сам меняюсь. Для аналогии я часто привожу пример с футбольным мячом. До моего появления на свет во дворах играли тряпичными. В годы моего детства – кожаными, но со «злодейской» шнуровкой, которая больно била по голове. Теперь мячи делают из самых современных материалов. Но мысль футбольной игры всегда должна оставаться на высоте. В начале моей артистической карьеры я в основном пел под гитару. Но когда в 1982 я сел за рояль и старался играть довольно сложные, с точки зрения исполнения, произведения, многие слушатели «шугались» этого. Но потом привыкли, и порой даже спрашивали: а где рояль?

Похожая история и с моими стихами. Когда я начал их читать со сцены, многих это удивило. Кто-то пришел услышать «Гоп-стоп» … афганцы – «Черный тюльпан», девушки – «Ау-ау». А тут я им читаю нечто совсем из другого жанра. Я не люблю, когда писатели и артисты говорят: «надо воспитывать публику». Нет, воспитывать должны папа и мама – каждого из этой публики. А лично я хочу публику лишь приучать, что я не стою на месте.

- Вы изучаете — какова ваша аудитория, и как она меняется с годами?

- Сегодня в зале ¾ - люди до 35 лет, хотя я не пишу специально для молодых. Меня это безумно радует, как гражданина: ведь это – тяга к нашему родному языку, к нашим общим проблемам. Молодежь понимает, что в сфере музыки «конюшня» (то есть танцы) - хорошая вещь, но далеко не главная. Хотя на мои концерты и 80-летние приходят. Многие мои ровесники ушли — если не из своей жизни, то из моей аудитории. Да, кто-то – из разочарования во мне, но больше все-таки по другим причинам: ведь люди моего поколения слишком ограничены своими малыми доходами и большими заботами, а также здоровьем. Вообще раньше музыкантам во многом было проще. Ты записал в подвале песни на кассетку. Если они кому-то понравились, то через месяц их вся страна могла слушать. А в наше время не факт, что даже «Битлз» стали бы популярны без участия такого продюсера, как Эпстайн. Сейчас музыканты слишком сильно зависят от продюсеров, как художники – от галерейщиков. Для примера, я сейчас во всю стараюсь использовать в графическом оформлении моих альбомов и концертов работы замечательного (правда, я не профессиональный критик в этом жанре) художника Константина Дверина, с которым я когда-то познакомился в его тесной квартирке в обшарпаном доме в Новокузнецке. Я сам выбрал его картины, и они создают очень приличную атмосферу моему альбому.

- В какой мере вы в этом альбоме использовали материалы прошлых лет?

- Человек впитывает многое. Но плохо, что некоторые современники списывают у предшественников целыми листами. Сколько раз я сам слышал свои темы у других музыкантов – до ноты! Уважаемые же мной музыканты действуют совсем по-другому. Наоборот, если в написанной им вещи они сами вдруг заметят пару тактов, похожих на Юрай Хип или другую любимую группу их молодости, они много сил потратят на то, чтобы заменить эту строчку совершенно другой. Да, интонации разной музыки я сам использую в своих вещах. Если, например, мне понравится армянская музыка, я через какое-то время для аранжировки какой-то своей песни могу пригласить и мастера игры на дудуке ...В моих новых песнях вы, конечно, не услышите каких-то слизанных вещей, плагиата, компиляций. Но можно уловить интонации Пинк Флойд, Джетро Талл, другой музыки 1970-х, на которой мое поколение выросло.

Александр Розенбаум пишет новогодние пожелания «Труду» на своем альбоме

- Но в предыдущем вопросе я подразумевал использование не чужих материалов, а ваших же, но давно придуманных...

- Да, с возрастом мы становимся мудрее, во всяком случае, мне так кажется. И профессиональнее. Много композиций, давно мною сочиненных, не пошли в жизнь потому, что тогда казались мне примитивными. Я всегда образно мыслил, но когда-то рифма или другие профессиональные вещи могли сильно хромать. Так что какие-то удачные находки, образы непроизвольно или специально я оттуда, из своего прошлого достаю и сейчас использую. Вообще многие композиции, которые я исполнял в начале карьеры, если бы сейчас, с нынешними возможностями, переработать – они стали бы

- Розенбаум в своих песнях и в интервью — два разных человека?

- Перед журналистами я стараюсь быть точным. Но не раскрываю душу – это я делаю в своих песнях. Но при этом, конечно, и в своих песнях я не полностью соответствую своим идеалам. Я – не Иисус Христос. Да, человек выстраивает некий идеальный - с его точки зрения - манекен, и заполняет его по мере своих сил. Далеко не всем удается это сделать. А когда тебе это удастся, то тебя уже Бог забирает на небеса – в виде ангела, и ты на эту землю уже не возвращаешься.

- Для вас выступление на сцене, все-таки работа, или праздник?

- Из тех, кого я знаю на нашей эстраде, звезд много. А настоящих артистов – значительно меньше. И для настоящего артиста возможность выходить на сцену – уже само по себе является большим счастьем. С другой стороны: это дома можно расслабившись, играть на рояле или петь под гитару. А работать на сцене – тяжелейший труд. Вышел на публику – отдай ей всего себя. Не надо никому ничего дарить. Особенно, если публика деньги заплатила. Ты должен выйти и отдать себя всего без остатка, даже вывернуть себя на изнанку. Люди хорошо чувствуют – отдаешь ли ты себя полностью, или работаешь в пол-силы.

После разговора с корреспондентом «Труда» Розенбаум тряхнул стариной на сцене

- В какой мере еще ощущаете себя врачом?

- Я не ушел из медицины насовсем. Я просто стою немножко в стороне. Мои старые друзья продолжают работать врачами, и я с ними общаюсь. Даже скажу больше. Вот сейчас мы с вами пришли сюда в концертный зал. Но я здесь – гость. Я не знаю: где тут включается свет на сцене, где механизмы, поднимающие занавес, где костюмерная и бутафорная. А когда прихожу в больницу или поликлинику ... нет, там хозяин не я, а главврач. Но я даже не глазами, а с помощью ноздрей и интуиции могу там найти рентгенологию, операционную, и, конечно, туалет. Знаю – где искать шовный материал в перевязочной. Это – мой дом. Бывших медиков не бывает.

- Сейчас для многих артистов все более актуальной становится тема благотворительности...

- Моя благотворительность всегда конкретная. Я не люблю переводить деньги на какие-то счета. У меня всяких благодарностей – даже в документальном виде, в виде грамот и прочих бумаг – целый ящик. Но еще с советских времена самой подходящей формой считаю такую: например, даю концерт в воинской части или на каком-то крупном производстве. Собираю все деньги, вырученные от продажи билетов. И после концерта вручаю главе профкома или замполиту, с пожеланием: купите телевизор для этого же клуба. Конкретная форма – наилучшая. Если делаю благотворительность для больницы, я никогда не перечисляю туда деньги, а звоню главврачу и спрашиваю: что нужно. Обычно отвечают: перевязочные материалы, системы для переливания крови, сто доз инсулина. Я со своими помощниками всё это покупаю и адресно передаю. И я уверен: всё дошло до людей, нуждающихся в этом. А что касается конкретно нового альбома ...Пока рано говорить об этом. Сначала что надо затраты на выпуск отбить. Ведь даже на Западе музыканты имеют проблемы с пиратством и авторскими правами. Еще не известно – сможем ли вернуть затраты на выпуск этого альбома.

- С возрастом изменяется ваше восприятие новогодних праздников?

- Новый год – праздник семейный. Семья являлась для меня счастьем в полноценном виде тогда, когда были живы мама, папа, брат, бабушка, дедушка. А дети, внуки, и даже супруги – они могут от тебя уходить на время или даже навсегда. Для меня же семья, действительно, соответствует советскому термину «ячейка общества». Так что Новый год в моей юности был праздником более радостным и долгожданным, чем сейчас. В одну и ту же реку войти невозможно. Но я и сейчас помню то чувство ожидание новогодних мандаринов и сырокопченой колбасы, которые мы не могли себе позволять круглый год. Ожидание праздничного «Огонька» по телевизору. А сегодня же для меня включать телевизор – смерти подобно: до того неприятные вещи там показывают! И еще. Раньше для меня Новый год всегда ассоциировался с обилием снега. А недавно – неделю назад – я летел из северной вроде бы Перми в Москву, и я снега не видел. Всё внизу зелено, как будто лечу не в декабре. Или в декабре, но над южной Францией.. И все же, я поздравляю всех моих слушателей! А читателям «Труда» от всей души желаю удачи и добра. Чтобы в 2016 году мы не болели, и чтобы был мир на Земле.

Культура 00:05 / 20 Декабря 2024 18616
Как закопать сокровище

«Сосули» на Охте грозят вычеркнуть Санкт-Петербург из списка Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

На Охтинском мысе в Санкт-Петербурге вбивают сваи в археологические сокровища. Так подрядчики «Газпрома» уничтожают исторические памятники, где археологи нашли остатки шведских и новгородских крепостей, а также...

Что не так с фильмом о великой оперной певице Марии Каллас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме перед нами предстает не прелестное, живое лицо, а по большей части красивая тяжеловесная маска. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Байопик «Мария» снял режиссер Пабло Ларраин — не новичок в этом изрядно заезженном жанре. Это третья его картина о знаменитых женщинах ХХ века. Предыдущие ленты были посвящены Жаклин Кеннеди («Джеки»)...

Британская актриса Джуди Денч уже не знает, куда деваться от несдержанного на язык попугая

Труд
Фото: Stephen Lock/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Одной почтенной даме подарили попугая, тоже даму. Та оказалась говорящей и теперь обзывает хозяйку непристойными словами. А могла бы и уважение проявить. И не только к почтенному возрасту оной (89 лет),...

Культура 00:09 / 06 Декабря 2024 11794
Вася и Щелкунчик

Новогодний «Щелкунчик» в Большом театре опять в эпицентре скандала

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Добывание билетов на легендарный балет превратилось в аттракцион. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Чтобы избавиться от очередей и перекупщиков, театр решил продавать билеты на аукционе. Минимальная стоимость — 100 тысяч рублей за два места! Но ты еще попробуй их взять по стартовой цене. Тем,...

Брань в адрес писателя-фронтовика прощать нельзя

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Писатель Виктор Петрович Астафьев. Фото: © Konstantin Kokoshkin globallookpress.com

Историк Евгений Спицын, известный своей неутомимой защитой товарища Сталина, а также яростной критикой хрущевских, горбачевских преобразований и либеральных реформ, проведенных в России после распада СССР, оскорбил большого русского...

Комедия «Ирония судьбы» вступает в 50-й год своей легендарной истории

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975г.). Фото из открытых источников

Наша жизнь немыслима без «Иронии судьбы». Не теряющая с годами волшебного очарования комедия Эльдара Рязанова — такой же неизменный атрибут новогодних праздников, как елка в квартире, или мандарины...

В хрестоматийном рассказе Антона Павловича Чехова «Ионыч», поставленном в Театре имени Вахтангова Олегом Долиным, речь идет о любви, настигшей однажды доктора Старцева, озарившей душу, будто вспышка молнии. Но постепенно чувства притупляются, исчезает магия, и вот уже в потухшем взоре нет ничего от прежней радости и счастья… 

Любовь Лебедина
Фото: © Roman Denisov, globallookpress.com

Сюжет, увы, знакомый очень многим не только из литературы, а из текущей вокруг жизни. Да и в театре, и в кино игранный-переигранный. Но почему-то всякий раз от этой истории щемит сердце, и возникает искреннее чувство потери и недоумения: как...

Культура 00:04 / 13 Декабря 2024 10251
Говорят, секса нет

Министерство культуры в очередной раз удивило россиян, одобрив показ в кинотеатрах «фильмов для взрослых»

Ирина Хмара
Труд
Звезда жанра Лиза Энн обратила свое экспертное внимание на нововведение Минкульта. Фото: Karl Polverino/Zumapress.com, globallookpress.com

На днях Министерству культуры РФ удалось шокировать россиян. В Сети бурно обсуждается информация о том, что ведомство одобрило показ порнофильмов в онлайн-кинотеатрах: 48 картин для взрослых получили прокатные удостоверения....

Культура 00:06 / 20 Декабря 2024 9978
Пейзаж в тумане

Подводим коммерческие и творческие итоги киногода

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Холоп 2». Фото: kinopoisk.ru

19 декабря в прокат вышли очередные, 11-е по счету «Елки» — продолжение кинофраншизы, стартовавшей еще в 2010 году. Шесть лет назад продюсеры клялись, что поставят на обветшалом проекте крест,...

Ведущая программы «Энигма» на телеканале «Россия-Культура» поговорила с «Трудом» о конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик»

Дарья Ефремова
Труд
Из личного архива

В Концертном зале имени Чайковского прошел юбилейный, XXV Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик». Событие транслировалось в прямом эфире телеканала «Россия-Культура». Из 48 участников...

Почему не получился фильм с участием популярных персон

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Про «выключить мозг и посмотреть на Бузову» с обезоруживающим простодушием заявила сама Ольга Игоревна. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

На экраны вышел фильм «Звезды в Сибири», призванный, как я понимаю, создать у зрителей праздничное настроение. Такие ленты нынче пекутся, как блины, к каждому Новому году. Но до легендарной «Иронии судьбы» им как до Сатурна....

Россияне рассказали, какое произведение отечественной классики для детей они хотели бы увидеть экранизированным

Труд
На первом месте оказалась трилогия Николая Носова про Незнайку

В начале года серьезная исследовательская компания опросила жителей городов, посещающих кинотеатры, выясняя, какое произведение отечественной классики для детей они хотели бы увидеть экранизированным. На первом месте оказалась...

В Москву привезли постановку «Палата № 6» Льва Додина – о равнодушии, которое убивает 

Анна Чепурнова
Фото: https://urokirezhissury.ru

В рамках внеконкурсной программы фестиваля «Уроки режиссуры» из питерского Малого драматического театра – Театра Европы в Москву привезли «Палату № 6». Спектакль, который Лев Додин поставил в этом году к своему...

Прокатные удостоверения от ведомства в 2024 году получили 48 «фильмов для взрослых» 

Фото: Zamir Usmanov, globallookpress.com

Министерство культуры России одобрило показ порнофильмов в онлайн-кинотеатрах. Об этом в пятницу, 5 декабря сообщает Telegram-канал «Радиоточка НСН». Как стало известно журналистам, в текущем году прокатные удостоверения от...

Накануне Нового года мы решили вспомнить, какие темы в 2024-м неожиданно становились на нашем ТВ резонансными

Сергей Беднов
Труд
Почему-то ни у одной серьезной передачи не вызвало вопросов шоу «Звезды в джунглях». В котором участвовала недавняя арестантка Валерия Чекалина, она же Лерчек

В эфире каналов, а вслед за ними в дискуссиях депутатов и постах в Сети они оказывались в центре внимания. И казалось, нет ничего важнее. Но проходила неделя, месяц — ажиотаж улетучивался,...

8 декабря великая актриса Алиса Фрейндлих отмечает серьезный юбилей

Людмила Безрукова, Леонид Павлючик
Труд
С любимой дочерью Варей. Она тоже стала актрисой. Фото Юлии Кудряшовой

Вся ее жизнь связана с родным городом Ленинградом-Петербургом. Блокадное дитя, она стала гордостью культурной столицы. Народная артистка СССР, лауреат четырех Государственных премий РФ, Алиса Фрейндлих в свои 90 лет по-прежнему...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?