Главная Экономика 00:01 23 Июня 2023 7498
Не плюй на ВАЗ

Легковая машина в России снова стала не роскошью, а средством передвижения. С комфортом и ветерком на ней уже не прокатишься

Александр Киденис
У министра Антона Силуанова новая «Лада» завелась. А вот у банкира Германа Грефа – нет. Фото: Сергей Петров/news.ru, Фото: globallookpress.com

На Германа Грефа компания «АвтоВАЗ» должна бы подать в суд. На прошлой неделе глава Сбербанка случайно или преднамеренно опозорил вазовскую новинку на показе во время Петербургского экономического форума — она у банкира не завелась даже с двух попыток. Причем машина была не виновата.

Напомним: сначала глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов показывал автомобиль министру финансов Антону Силуанову, зачем-то подошедшему главе Сбербанка и журналистам. Машина всем понравилась — удлиненная модель Vesta с коробкой-автоматом, удобным набором приборов, светлым кожаным салоном. Глава Минфина сел за руль, плавно тронулся и объехал по кругу гостиницу Airportcity Plaza. Но следом за руль сел глава Сбера — и у него двигатель не завелся с двух попыток. После чего Греф вышел со словами «Сломали машину», что сразу же растрезвонила пресса. Ситуацию не спас даже министр финансов, который снова сел за руль и завел машину.

Лишь через сутки «АвтоВАЗ» выступил с комментарием о причине «конфуза». Автомобиль у Грефа не завелся, поскольку после предыдущей поездки его заглушили, оставив коробку передач в положении «драйв». После чего любые попытки завести двигатель блокируются до тех пор, пока автомат не переведут в режим «паркинг».

Знал ли об этом глава Сбера, которого давно возят на заднем сиденье служебные лимузины BMW 7-Series 750Li и Tesla Model S ценой не ниже 10-12 млн рублей? Конечно, в былые времена Герман Оскарович слыл рисковым автолюбителем, принимавшим участие в нескольких российских ралли. Но больше он прославился после того, как сам Владимир Путин прокатил его на новенькой Lada Kalina, а Греф все же заявил, что лучше развивать представительства иностранных автоконцернов, а не пытаться вытянуть наш автопром. И сегодня, когда «АвтоВАЗ» пытается «встать на крыло», ему не может не повредить медвежья услуга главы крупнейшего банка...

Тем временем компания сообщила о майской реализации на российском рынке 23 904 легковых и легких коммерческих автомобиля Lada — в 4 раза больше, чем годом ранее. По итогам пяти месяцев текущего года российские дилеры Lada тоже отличились: продали 115 779 машин, что на 72,2% выше прошлогоднего показателя и чуть более 30% от общего объема продаж в России новых легковых машин. Бестселлером в мае остается Lada Granta, чья реализация выросла к прошлому году в 7,4 раза и составила 17 041 авто. Второе место в объеме продаж занимает внедорожник Lada Niva Travel с показателем 3431 (рост в 4 раза). Внедорожник Lada Niva Legend, который выпускается с 1977 года, выбрали 2945 покупателей — втрое больше, чем годом ранее.

А еще «АвтоВАЗ» обещает в этом году экспортировать 10-15 тысяч машин, а в будущем, за счет сборочных производств в Узбекистане и Казахстане, — до 50 тысяч, соперничая там даже с Китаем.

«Сегодня «АвтоВАЗ» выпускает в полной мере народную продукцию, — говорит Максим Соколов. — Это самая массовая машина, приобретаемая автолюбителями страны. Лидер продаж — Granta, которая вновь завоевала российский рынок. Цена находится в пределах 700 тысяч: Мы обновляем его: не только делаем внешний рестайлинг, а в следующем году поставим новый двигатель, более мощный, тяговитый. Это тоже придаст динамики продажам».

Но теперь посмотрим на весь российский автомобильный рынок, на 34% состоящий из отечественных машин. И признаем, что это заслуга не только «АвтоВАЗа», но и бережливых и рукастых российских автовладельцев. Ибо средний возраст отечественных автомобиле — 14,5 года, а иномарок — лишь 9 лет. При этом наш уровень автомобилизации держится на показателе европейских стран и США в 1970-е — около 250 машин на тысячу человек. В Европе он превышает 500 машин, в США — более 700 машин. Если учесть, что среднестатистическая российская семья состоит из трех человек (как и большинство европейских), получается, что у четверти наших семей автомобиля нет вообще, а в Европе их по два, в США — еще больше.

При этом, по данным Росстата, в нашей стране более 35 тысяч сельских населенных пунктов с числом жителей от 1 до 10, а также более 30 тысяч хуторов и деревень с числом жителей менее 50. И автомобили там — редкость, как и дороги, по которым можно проехать.

Главная причина удручающей статистики известна — позорное многократное отставание России от Европы и США по средней зарплате населения: 61-е место в мире. В 2,5-3 раза ниже, чем в Германии и Австрии, Швеции и Бельгии, Франции и Японии, а также более чем вдвое ниже, чем в Испании, Чехии и даже в Литве и Пуэрто-Рико: Неудивительно, что восстановление в Тольятти производства Lada Granta за соответствующую российским доходам цену в 700 тысяч рублей почти немедленно вызвало оживление потребительского рынка — по одежке протягивай ножки!

Удивляет другое: отечественные автозаводы, не успев насытить внутренний массовый рынок качественной дешевой продукцией, уже бросаются в погоню за богатыми казенными покупателями — российскими чиновниками. Тот же «АвтоВАЗ» не просто так начинает выпускать удлиненную на 25 см Vesta под брендом Lada Aura и ценой почти в 4 раза выше бюджетной модели. Машина предназначена специально для чиновников, которым по правилам безопасности запрещается садиться на переднее сиденье — только на заднее, и чтобы ногам было не тесно: вдруг придется выскакивать? Лозунг «Сидеть на заднем сиденье будет комфортно!» стал девизом модели. Гендиректор Соколов этого не скрывает и ласково называет новинку «младшим братом Aurus» — лимузина президентского кортежа за 30 млн рублей. При этом «АвтоВАЗ» намерен строго держать цены на уже выпускаемые массовые модели и заявил, что к дилерам, нарушающим соглашения о рекомендуемых розничных ценах (от 1,24 до 1,7 млн рублей), будут применены штрафные санкции.

В Москве ситуация хуже. Дешевых машин после ухода из России компании Renault нет, а фактически китайский автомобиль «Москвич 3», уже выпускаемый методом крупноузловой сборки (российская деталь — только шильдик), сразу получил базовую цену в 1 992 000 рублей — выше, чем у тольяттинской Lada Aura. А после провала розничных продаж в столице началась агитация за пересадку на отечественные «полулимузины» чиновников московского правительства и депутатов Мосгордумы, которые пока отбрыкиваются. А ведь до конца года «Москвич» планирует выпустить около 50 тысяч автомобилей. Спрашивается: для кого? То есть речь нужно вести не о потребностях и возможностях бизнеса, а о государственных приоритетах.

Тем временем на российский рынок начинает претендовать Иран, готовый привезти первые 20 тысяч автомобилей — седан Saina и хетчбэк Quik ценой от 1 млн рублей, а также более просторный седан Shahin чуть подороже. И в свете этих перспектив о возможном снижении цен начали говорить китайские компании. Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр в начале июня заявлял, что китайские автомобили в России могут упасть в цене. Причина экономическая: по оценке автоэксперта, машин из Китая на отечественном рынке в избытке, очередей за ними нет, а продукцию нужно куда-то продавать. Россия — самый ближний рынок. Только за январь — май 2023 года импорт китайских автомобилей в РФ вырос почти втрое от прошлогоднего, и упускать уже открывшиеся возможности там не захотят. То есть «российская лошадь» может прийти последней — и отечественные автопроизводители вновь останутся без работы.

Кстати

А что же с электромобилями? Похоже, наш бизнес не намерен заниматься ими. Во всяком случае всерьез.

«Я считаю, сегодня, несмотря на тренды в некоторых государствах Европы по быстрому переходу на электромобили, инфраструктура нашей страны еще не готова, — утверждает гендиректор «АвтоВАЗа» Максим Соколов. — Во-первых, это климат. У нас северная страна, и сегодня технологи пока не создали такую батарею, емкость которой не падала бы на 50% при температуре ниже минус 20 градусов. А если начинаем использовать эту батарею на обогрев автомобиля, то емкость падает еще больше — от нее остается максимум треть. Это чуть больше 100 км пути.

Во-вторых, в СМИ не освещается проблема утилизации этих батарей и даже эксплуатации батареи. А ведь какие-нибудь столкновения с повреждением батареи приводят фактически к полному выходу из строя всего автомобиля и его утилизации. Ибо батарея является самым дорогостоящим элементом. В среднем она стоит от 1,5 до 2 млн рублей — и это сразу меняет общую цену автомобиля, который уже будет стоить под 3 млн».

По оценке экспертов, доля электромобилей в совокупном легковом автопарке составляет около 2%. И, по оптимистичным прогнозам, она достигнет 20% лишь спустя десятилетие. То есть электромобили останутся привилегией немногих богатых стран, которые могут позволить себе огромные вложения в соответствующую инфраструктуру и генерацию. Россия к ним точно не относится. Так есть ли смысл в нынешних и без того непростых условиях тужиться и пытаться бежать впереди паровоза? Или у нас бензин в дефиците? Ответ дают российские автолюбители, голосующие рублем за самый дешевый и массовый автомобиль.

Экономика 00:01 / 12 Января 2024 3132
Глубокая заморозка

Почему замерзающие многоэтажки стали привычной приметой зимнего городского пейзажа

Александр Киденис, Марина Крючкова
Труд
Ирония судьбы: лауреат премии «Прорыв года» — Подольск, чья история прогремела на всю страну. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

В разгар нынешних январских морозов синоптики предупредили: предстоящее лето станет самым жарким на планете за всю историю метеорологических наблюдений. Для нас это означает, что надо готовиться к природным пожарам, взлету...

В России наметился бум частного инвестирования

Максим Башкеев
Труд
Фото: © Bulkin Sergey,globallookpress.com

В январе был побит очередной рекорд: число физических лиц, имеющих брокерские счета на Московской бирже, превысило 30 млн человек. Этак скоро каждый пятый взрослый россиянин вслед за канувшим в историю Леней Голубковым...

И вновь (в который уже раз) вдруг развернулось обсуждение темы про богатство и богатых

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Фото: West Coast Surfer/moodboard, globallookpress.com

Кто эти люди и почему в России их, мягко говоря, не очень любят, по старинке утверждая, что трудом праведным не наживешь палат каменных? Толчком к спорам на старую тему послужили два любопытных социологических...

Экономика 23:01 / 31 Января 2024 2830
На своих четырех…

С 1 февраля депутатов и чиновников планировали пересаживать на отечественные автомобили. А где их столько взять?

Александр Киденис
Труд
Внеочередную замену импортного транспорта на отечественный обещают пока только думскому начальству. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

«Российские автомобили Lada Vesta поступили в гараж Госдумы и уже вышли на линию, — сообщил журналистам депутат Олег Леонов из фракции «Новые люди». — Машины достойные, и я считаю,...

Экономика 23:01 / 31 Января 2024 2725
Лифт застрял!

Вслед за массовыми отключениями тепла в многоэтажках к россиянам подкралась новая напасть: они могут остаться без лифтов

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
К 2025 году завершится срок эксплуатации каждого пятого лифта в стране. А заменить их не получится. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

2024-й пора объявлять годом ЖКХ: ни дня без новостей от коммунальщиков! То в разгар морозов жители многоэтажек во многих регионах остались без отопления из-за аварий на сетях, то дворники по всей стране...

Экономика 00:07 / 09 Февраля 2024 2686
Слегка ржавые, но едут

На наших глазах в страну вернулся постсоветский авторынок: падает спрос на новые машины, зато растет ввоз сильно подержанных иномарок из-за рубежа

Алекс Зверев
Труд
Годовой ввоз б/у машин из-за рубежа превысил 1,2 миллиона штук. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Крупнейшие российские автозаводы Самарской, Ульяновской и Нижегородской областей говорят о снижении объемов производства из-за сокращения продаж, о чем заявлено в докладе Центробанка о региональной политике. Впрочем,...

Полки в них будут двухметровыми, рассказал Олег Белозеров

Фото с официального сайта президента России

Руководитель компании «Российские железные дороги» Олег Белозеров доложил президенту России Владимиру Путину о производстве новых пассажирских вагонов. Об этом сообщает пресс-служба Кремля. «В конце года у нас пройдет сертификацию...

За утечки личных данных клиентов хотят карать руководителей финансовых организаций

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
По мнению Роскомнадзора, участившиеся взломы баз данных — часть гибридной войны Запада с Россией. Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

Банк России готовит законопроект, вводящий персональную ответственность высших руководителей финансовых организаций — банков, страховых компаний, МФО — за утечки личных данных клиентов. Документ также предполагает...

Экономика 20:01 / 27 Января 2024 2258
Снова буржуйки?

А как прикажете выживать в многоэтажке при минус 30 с отключенными «удобствами»? разве что запить

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Ролики в Сети рассказывают о том, как правильно буржуйку установить в квартире и вывести трубу в окно. Хотя все эти хитрости не вполне законны

Коммунальный коллапс, разразившийся с приходом январских морозов во многих регионах России, никуда не исчез. Тысячи людей остались в своих квартирах без отопления, а многие еще и без электричества. Сейчас в Сети...

Экономика 19:01 / 10 Февраля 2024 2200
Ах, белый теплоход…

Билеты на морские путешествия раскупаются как горячие пирожки

Максим Башкеев
Труд
Фото: Peter Zimmermann/dpa-Zentralbild, globallookpress.com

Правительство продолжает стимулировать внутренний туризм. Подготовлен законопроект по обнулению НДС для круизных судов, курсирующих из наших портов. Хотя билеты на морские путешествия и так раскупаются как горячие пирожки. Напомним:...

Экономика 00:01 / 26 Января 2024 2025
Губит людей не пиво

Трезвый взгляд на «рынок под градусом»

Александр Киденис
Труд
Ввоз в Россию пива из недружественных стран в опасности. Фото: Imago/Rüdiger Wölk, globallookpress.com

В Госдуме созрел очередной патриотический законопроект: о запрете ввоза в Россию пива из «недружественных» стран. Депутат от ЛДПР Алексей Диденко, заместитель руководителя фракции, уже обратился к премьер-министру...

Специалисты рассказали, как сделать работу российских складов более безопасной

Эксперты отмечают, таких происшествий станет меньше, когда на больших складах появятся подготовленные профессионалы. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

25 января в московском информационном агентстве «Аврора» прошел круглый стол независимого профсоюза «Новый Труд» (НПНТ), посвященный вопросам предотвращения аварийных ситуаций в платформенной экономике, в частности –...

Советник украинского президента по экономическим вопросам Олег Устенко заявил, что она составляет один триллион долларов

Фото: Bernhard Claßen/imagebroker.com, globallookpress.com

Правящий на Украине политический режим хочет получить с России «компенсацию» за ущерб в размере одного триллиона долларов. Как передает ТАСС, об этом заявил советник президента Украины по экономическим вопросам Олег Устенко. В эфире...

Экономист Сироткин считает, что банковские вклады не приносят дохода своим владельцам, так как реальная инфляция «съедает» всю прибыль

Фото: Nikolay Gyngazov/Global Look Pressgloballookpress.com

Вклады в банках не покрывают реальную инфляцию в России, поэтому заработать на них довольно сложно. Такого мнения придерживается старший преподаватель кафедры банковского дела Университета «Синергия» Андрей Сироткин. По его словам,...

Компания «Русский Уголь» намерена в судебном порядке взыскивать убытки, понесенные из-за неисполнения контракта 

Фото: https://ruscoal.ru

Угольную отрасль захлестнула волна разбирательств между добытчиками угля и инфраструктурными компаниями, участвующими в логистических цепочках. В минувший понедельник, 5 февраля, было опубликовано заявление компании «Русский Уголь»,...

В России появились сразу два новых ГОСТа. Зачем они нужны и что они могут изменить в нашей жизни?

Максим Башкеев
Труд
Российские сервисы доставки держатся на крепких плечах и мускулистых ногах людей, развозящих по домам покупки миллионов граждан. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В России появились сразу два новых ГОСТа: на доставку товаров и продуктов питания из магазинов и готовых блюд из кафе и ресторанов. По замыслу авторов, эти документы должны улучшить качество услуг на этом...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?