Главная Экономика 00:01 23 Июня 2023 8029
Не плюй на ВАЗ

Легковая машина в России снова стала не роскошью, а средством передвижения. С комфортом и ветерком на ней уже не прокатишься

Александр Киденис
У министра Антона Силуанова новая «Лада» завелась. А вот у банкира Германа Грефа – нет. Фото: Сергей Петров/news.ru, Фото: globallookpress.com

На Германа Грефа компания «АвтоВАЗ» должна бы подать в суд. На прошлой неделе глава Сбербанка случайно или преднамеренно опозорил вазовскую новинку на показе во время Петербургского экономического форума — она у банкира не завелась даже с двух попыток. Причем машина была не виновата.

Напомним: сначала глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов показывал автомобиль министру финансов Антону Силуанову, зачем-то подошедшему главе Сбербанка и журналистам. Машина всем понравилась — удлиненная модель Vesta с коробкой-автоматом, удобным набором приборов, светлым кожаным салоном. Глава Минфина сел за руль, плавно тронулся и объехал по кругу гостиницу Airportcity Plaza. Но следом за руль сел глава Сбера — и у него двигатель не завелся с двух попыток. После чего Греф вышел со словами «Сломали машину», что сразу же растрезвонила пресса. Ситуацию не спас даже министр финансов, который снова сел за руль и завел машину.

Лишь через сутки «АвтоВАЗ» выступил с комментарием о причине «конфуза». Автомобиль у Грефа не завелся, поскольку после предыдущей поездки его заглушили, оставив коробку передач в положении «драйв». После чего любые попытки завести двигатель блокируются до тех пор, пока автомат не переведут в режим «паркинг».

Знал ли об этом глава Сбера, которого давно возят на заднем сиденье служебные лимузины BMW 7-Series 750Li и Tesla Model S ценой не ниже 10-12 млн рублей? Конечно, в былые времена Герман Оскарович слыл рисковым автолюбителем, принимавшим участие в нескольких российских ралли. Но больше он прославился после того, как сам Владимир Путин прокатил его на новенькой Lada Kalina, а Греф все же заявил, что лучше развивать представительства иностранных автоконцернов, а не пытаться вытянуть наш автопром. И сегодня, когда «АвтоВАЗ» пытается «встать на крыло», ему не может не повредить медвежья услуга главы крупнейшего банка...

Тем временем компания сообщила о майской реализации на российском рынке 23 904 легковых и легких коммерческих автомобиля Lada — в 4 раза больше, чем годом ранее. По итогам пяти месяцев текущего года российские дилеры Lada тоже отличились: продали 115 779 машин, что на 72,2% выше прошлогоднего показателя и чуть более 30% от общего объема продаж в России новых легковых машин. Бестселлером в мае остается Lada Granta, чья реализация выросла к прошлому году в 7,4 раза и составила 17 041 авто. Второе место в объеме продаж занимает внедорожник Lada Niva Travel с показателем 3431 (рост в 4 раза). Внедорожник Lada Niva Legend, который выпускается с 1977 года, выбрали 2945 покупателей — втрое больше, чем годом ранее.

А еще «АвтоВАЗ» обещает в этом году экспортировать 10-15 тысяч машин, а в будущем, за счет сборочных производств в Узбекистане и Казахстане, — до 50 тысяч, соперничая там даже с Китаем.

«Сегодня «АвтоВАЗ» выпускает в полной мере народную продукцию, — говорит Максим Соколов. — Это самая массовая машина, приобретаемая автолюбителями страны. Лидер продаж — Granta, которая вновь завоевала российский рынок. Цена находится в пределах 700 тысяч: Мы обновляем его: не только делаем внешний рестайлинг, а в следующем году поставим новый двигатель, более мощный, тяговитый. Это тоже придаст динамики продажам».

Но теперь посмотрим на весь российский автомобильный рынок, на 34% состоящий из отечественных машин. И признаем, что это заслуга не только «АвтоВАЗа», но и бережливых и рукастых российских автовладельцев. Ибо средний возраст отечественных автомобиле — 14,5 года, а иномарок — лишь 9 лет. При этом наш уровень автомобилизации держится на показателе европейских стран и США в 1970-е — около 250 машин на тысячу человек. В Европе он превышает 500 машин, в США — более 700 машин. Если учесть, что среднестатистическая российская семья состоит из трех человек (как и большинство европейских), получается, что у четверти наших семей автомобиля нет вообще, а в Европе их по два, в США — еще больше.

При этом, по данным Росстата, в нашей стране более 35 тысяч сельских населенных пунктов с числом жителей от 1 до 10, а также более 30 тысяч хуторов и деревень с числом жителей менее 50. И автомобили там — редкость, как и дороги, по которым можно проехать.

Главная причина удручающей статистики известна — позорное многократное отставание России от Европы и США по средней зарплате населения: 61-е место в мире. В 2,5-3 раза ниже, чем в Германии и Австрии, Швеции и Бельгии, Франции и Японии, а также более чем вдвое ниже, чем в Испании, Чехии и даже в Литве и Пуэрто-Рико: Неудивительно, что восстановление в Тольятти производства Lada Granta за соответствующую российским доходам цену в 700 тысяч рублей почти немедленно вызвало оживление потребительского рынка — по одежке протягивай ножки!

Удивляет другое: отечественные автозаводы, не успев насытить внутренний массовый рынок качественной дешевой продукцией, уже бросаются в погоню за богатыми казенными покупателями — российскими чиновниками. Тот же «АвтоВАЗ» не просто так начинает выпускать удлиненную на 25 см Vesta под брендом Lada Aura и ценой почти в 4 раза выше бюджетной модели. Машина предназначена специально для чиновников, которым по правилам безопасности запрещается садиться на переднее сиденье — только на заднее, и чтобы ногам было не тесно: вдруг придется выскакивать? Лозунг «Сидеть на заднем сиденье будет комфортно!» стал девизом модели. Гендиректор Соколов этого не скрывает и ласково называет новинку «младшим братом Aurus» — лимузина президентского кортежа за 30 млн рублей. При этом «АвтоВАЗ» намерен строго держать цены на уже выпускаемые массовые модели и заявил, что к дилерам, нарушающим соглашения о рекомендуемых розничных ценах (от 1,24 до 1,7 млн рублей), будут применены штрафные санкции.

В Москве ситуация хуже. Дешевых машин после ухода из России компании Renault нет, а фактически китайский автомобиль «Москвич 3», уже выпускаемый методом крупноузловой сборки (российская деталь — только шильдик), сразу получил базовую цену в 1 992 000 рублей — выше, чем у тольяттинской Lada Aura. А после провала розничных продаж в столице началась агитация за пересадку на отечественные «полулимузины» чиновников московского правительства и депутатов Мосгордумы, которые пока отбрыкиваются. А ведь до конца года «Москвич» планирует выпустить около 50 тысяч автомобилей. Спрашивается: для кого? То есть речь нужно вести не о потребностях и возможностях бизнеса, а о государственных приоритетах.

Тем временем на российский рынок начинает претендовать Иран, готовый привезти первые 20 тысяч автомобилей — седан Saina и хетчбэк Quik ценой от 1 млн рублей, а также более просторный седан Shahin чуть подороже. И в свете этих перспектив о возможном снижении цен начали говорить китайские компании. Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр в начале июня заявлял, что китайские автомобили в России могут упасть в цене. Причина экономическая: по оценке автоэксперта, машин из Китая на отечественном рынке в избытке, очередей за ними нет, а продукцию нужно куда-то продавать. Россия — самый ближний рынок. Только за январь — май 2023 года импорт китайских автомобилей в РФ вырос почти втрое от прошлогоднего, и упускать уже открывшиеся возможности там не захотят. То есть «российская лошадь» может прийти последней — и отечественные автопроизводители вновь останутся без работы.

Кстати

А что же с электромобилями? Похоже, наш бизнес не намерен заниматься ими. Во всяком случае всерьез.

«Я считаю, сегодня, несмотря на тренды в некоторых государствах Европы по быстрому переходу на электромобили, инфраструктура нашей страны еще не готова, — утверждает гендиректор «АвтоВАЗа» Максим Соколов. — Во-первых, это климат. У нас северная страна, и сегодня технологи пока не создали такую батарею, емкость которой не падала бы на 50% при температуре ниже минус 20 градусов. А если начинаем использовать эту батарею на обогрев автомобиля, то емкость падает еще больше — от нее остается максимум треть. Это чуть больше 100 км пути.

Во-вторых, в СМИ не освещается проблема утилизации этих батарей и даже эксплуатации батареи. А ведь какие-нибудь столкновения с повреждением батареи приводят фактически к полному выходу из строя всего автомобиля и его утилизации. Ибо батарея является самым дорогостоящим элементом. В среднем она стоит от 1,5 до 2 млн рублей — и это сразу меняет общую цену автомобиля, который уже будет стоить под 3 млн».

По оценке экспертов, доля электромобилей в совокупном легковом автопарке составляет около 2%. И, по оптимистичным прогнозам, она достигнет 20% лишь спустя десятилетие. То есть электромобили останутся привилегией немногих богатых стран, которые могут позволить себе огромные вложения в соответствующую инфраструктуру и генерацию. Россия к ним точно не относится. Так есть ли смысл в нынешних и без того непростых условиях тужиться и пытаться бежать впереди паровоза? Или у нас бензин в дефиците? Ответ дают российские автолюбители, голосующие рублем за самый дешевый и массовый автомобиль.

Дискуссия на тему, вынесенную в заголовок, тянется с момента принятия Конституции РФ, объявившей нашу страну социальным государством

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вот так делаются деньги... Фото: Сергей Лантюхов/news.ru, globallookpress.com

А в последнее время спор обострился в связи с предлагаемыми сверху новациями. Но для начала нужно разобраться, насколько текущая ситуация соответствует статье 7 Основного закона, где сказано: «Российская Федерация —...

Незамеченным осталось знаковое событие: власти отвергли призыв сохранить потомкам заповедник национального и европейского масштаба

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вообще-то власти Москвы обещали заповедник не застраивать. Но - было бы сказано. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Госдума отклонила законопроект, направленный на предотвращение застройки национального парка «Лосиный остров» в Москве. Для этого предлагалось вернуть полномочия по охране территории на федеральный уровень (Москве...

Экономика 00:01 / 17 Октября 2025 5816
Квартирная аномалия

Супердорогие новостройки, аварийное жилье, обманутые дольщики - вот далеко не полный перечень проблем строительной отрасли

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
В московском районе Хамовники средняя стоимость квадратного метра астрономическая — 660 тысяч рублей. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Как сообщил «Коммерсантъ», цена продаваемого застройщиками нового жилья в некоторых районах Москвы оказалась на 300% (!) выше, чем уже обжитого. Например, такая аномалия зафиксирована в районе Хамовники, где и без...

Экономить готовы две трети соотечественников. Остается выяснить, на чем именно

Евгений Акатов
Труд
Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

Как свидетельствует опрос ВЦИОМа, 69% наших граждан готовы экономить, чувствуя ответственность за страну. Остается выяснить, на чем именно россияне будут экономить. Как сообщается, в сентябре люди стали вдвое меньше тратить в магазинах,...

Экономика 00:19 / 07 Ноября 2025 5347
Чем пахнет алчность

В Выборгском районе Петербурга случился эпичный прорыв канализационного коллектора. Так что чем она пахнет, жители смогли ощутить сполна

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото из открытых источников

Почти две недели внимание жителей Петербурга, жилищно-коммунальных и спасательных служб было приковано к эпичному прорыву канализационного коллектора в Выборгском районе. Там между домами № 18 по улице Харченко...

Экономика 00:11 / 24 Октября 2025 4801
Обман на перегоне

Российские покупатели рискуют стать жертвами липовых перегонщиков подержанных машин

Артем Скворцов
Труд
Подзабытое с 1990-х годов ремесло перегонщика обрела вторую молодость. Фото: Michael Szönyi/imagebroker.com, globallookpress.com

В сентябре в Россию ввезли свыше 48 тысяч подержанных иномарок. Больше покупали только в начале 90-х, когда были обнулены таможенные сборы и к нам хлынул поток автомашин, которые «у них» подлежали...

Финский политик Арманд Мема напомнил о том, что Европа финансирует боевые действия против нее

Фото: Юрий Конопатов/news.ru, globallookpress.com

Россия может потребовать у Европейского союза компенсацию за военный конфликт на Украине. Такое мнение высказал член финской национально-консервативной партии «Альянс свободы» Арманд Мема. «Россия может также потребовать у...

Как остановить исход людей из провинциальных поселений

Александр Киденис
Труд
В России множатся города-«призраки». Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Малые города в нашей стране стремительно теряют жителей: между переписями 2010 и 2021 годов они опустели на 6,5%, что составляет более миллиона жителей. Гендиректор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов...

Тему налога на роскошь снова поднял министр финансов Антон Силуанов

Евгений Акатов
Труд
Правда, министр посетовал, что больших денег этот налог не принесет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Он отметил, что «это направление принято к проработке». Правда, посетовал, что больших денег налог на роскошь не принесет. Хотя при дефицитном бюджете в Минфине любым поступлениям рады. Дмитрий Абзалов, глава Центра стратегических...

Секретарь Совбеза РФ напомнил о планах почти столетней давности по строительству на Ангаре каскада ГЭС

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Секретарь Совета безопасности России Сергей Шойгу заявил о необходимости «сибиризации» России. об этом сообщает издание «Ведомости». «Сейчас выделяем средства для того, чтобы скомпоновать их в единый центр и…...

Речь идёт об угрозе для схемы «репарационного кредита»

Фото: Niklas Graeber/dpa, globallookpress.com

Спонсирование Украины без использования замороженных в Европе активов России станет «тяжким финансовым бременем» для бюджетов стран – членов Европейского союза. Об этом сообщает телеканал Euronews. Как выяснили журналисты,...

Минфинан Белоруссии предложил ввести ставку подоходного налога в 40%

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Shatokhina Natalia, globallookpress.com

Министерство финансов Белоруссии предложило ввести новую ставку подоходного налога в 40% для доходов свыше 600 тысяч белорусских рублей в год (что составляет около 16,4 млн российских рублей). Об этом сообщил министр Юрий Селиверстов,...

Вадим Титов стал руководителем управления по стратегическому партнерству и сотрудничеству 

Вадим Титов. Фото: © Rosatom, globallookpress.com

Вадим Титов, генеральный директор компании «Росатом – Международная сеть», возглавил новое управление президента по стратегическому партнерству и сотрудничеству, созданное в августе этого года. Об этом в пятницу, 24 октября...

Чиновникам грозят штрафы на сумму до 10 тысяч рублей, организациям – вчетверо больше

Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В России с 1 ноября вступает в силу закон о введении штрафов за срыв подготовки к отопительному сезону. Об этом сообщил в своём Telegram-канале председатель Государственной думы Вячеслав Володин. В частности, если выявленные при подготовке...

По данным риелторов, в России стабильно растет спрос даже не на малогабаритное – на микрогабаритное жилье

Александр Киденис
Труд
Поговорка «в тесноте, да не в обиде» появилась не от хорошей жизни. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Нынешней осенью в Москве самым маленьким жильем, выставленным на торги, были апартаменты площадью 8 кв. метров в районе Отрадное. Эта клетка с жилой площадью 4,5 «квадрата» и санузлом оценивалась в 2,5...

Внезапно выяснилось, что отечественных производителей одежды на маркетплейсах днем с огнем не найдешь. А каких найдешь? А угадайте с трех раз

Ирина Хмара, Максим Башкеев
Труд
Большинство наших «производителей» просто ввозит свой товар и лепит этикетки «Сделано в России». Фото: Артем Соболев/news.ru, globallookpress.com

Сколько нам в последнее время рассказывали про импортозамещение и успехи отечественных производителей! Но вот инспекторы системы маркировки «Честный знак» и Роспотребнадзора провели совместную проверку и обнаружили...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?