
Помните такую песню Кола Бельды, с хитрым прищуром глаз утверждавшего, что лучшее транспортное средство у нас — олень? Если он и преувеличивал, то ненамного.
Российский автомобильный рынок все больше напоминает начало 1990-х, когда из-за кордона в страну хлынул поток подержанных иномарок. С той лишь разницей, что теперь все чаще вместо новых покупают видавшие виды отечественные автомашины. Импортозамещение!
По данным агентства «Автостат», продажи легковых автомобилей с пробегом в марте выросли на 13% и составили 448 тысяч штук, в то время как новых машин граждане купили меньше 80 тысяч. За первый квартал соотношение примерно такое же: 1,27 млн и 278 тысяч.
Весенний рост продаж традиционно связан с сезонным фактором. Одни подгадывают покупку к дачному сезону, другие в этот период получают налоговые вычеты, премии и бонусы и вкладывают накопленные деньги в «движимое» имущество.
Годом ранее этот процесс подстегивался еще и дефицитом ушедших с нашего рынка иномарок, ценовой неопределенностью и новыми суровыми правилами таможенного оформления. Тогда даже на столбах появились объявления типа «Куплю автомобиль в любом состоянии». Люди скупали все, что могло перемещаться по дороге без посторонней помощи. И даже если не могло, остается надежда на народных умельцев, знающих, как вдохнуть жизнь в откровенный хлам на колесах.
Сейчас острого дефицита нет, но резко подорожавший автопарк заставляет не заглядываться на заморского принца, а искать телегу поближе. Среди наиболее популярных на вторичном рынке марок в лидерах наша Lada (в марте их было продано более 120 тысяч). В топ-5 самых продаваемых «подержанок» числятся также азиаты: Toyota, Hyundai, Kia и Nissan. Но вернемся к стоящей во главе рейтинга машине: это родная вазовская «семерка», снятая с производства в конце 2000-х. Ей в ржавый бампер дышит «Самара-2», она же Lada 2114. В «десятке» автомобилей с пробегом оказалось сразу пять моделей волжского автогиганта: кроме упомянутых это ВАЗ-2110, «Нива» и относительно свежая «Гранта».
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков объясняет такое патриотическое явление большими тиражами классических моделей «АвтоВАЗа» и реанимированным интересом к ним со стороны небогатых слоев населения (а таких в стране все больше): «Подержанная вазовская классика пользуется спросом у молодых и неопытных водителей, у которых есть права и желание, но нет денег на новую машину. При желании на рынке можно найти экземпляры в приличном состоянии — настоящие капсулы времени, хранившиеся почти нетронутыми в дедушкиных гаражах».
Это экспертное мнение подтверждается и моими личными наблюдениями. В нашем спальном столичном районе едва ли не в каждом дворе заметишь молодых людей, колдующих над видавшими виды автомобилями. Насколько безопасны эти «капсулы», можно только гадать.
Ситуация изменится, если на рынок придут новые автомобили не по заоблачным ценам. Но когда это случится? Может быть, уже никогда. В таком случае мы по части автопарка стремительно покатимся в сторону Кубы: там в объявлениях «почти новыми авто» называют американские рыдваны из 1950-х, прошедшие мало-мальский ремонт. Надежды российских автолюбителей связаны с китайскими машинами, но их на рынке пока мало. Массовый выход туда «китайцев» можно ждать не ранее 2026 года, когда первопроходцам из Поднебесной исполнится четыре-пять лет. Пока же на рынке подержанных авто предлагаются машины, отслужившие свое в каршеринге и такси — с морщинами на челе и изнурительным жизненным опытом, которого они вдоволь хлебнули на российских дорогах.