Главная Культура 00:01 25 Июня 2021 11138
Владимир Котт: Никогда не буду снимать кино про маньяков, такие фильмы - зло

Новая работа известного кинорежиссера - самое, пожалуй, его личное высказывание

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Главный герой нового фильма Владимира Константиновича - режиссер-неудачник, который снимает сериальное мыло про ментов, а сам грезит о Каннах и Венеции

После проката в кинотеатрах сразу на трех интернет-площадках появился фильм со странным, на первый взгляд, названием «Конец фильма». Это новая работа известного кинорежиссера Владимира Котта, хорошо знакомого зрителям по фильмам и сериалам «Родственный обмен», «Заступники», «Петр Лещенко», «На дне», «Муха», «Громозека», «Карп отмороженный»... Всего в его творческом багаже — порядка 25 (!) поставленных фильмов. Картины режиссера получали призы в России, Германии, Бельгии, Франции, Италии, Китае, Чехии. Но «Конец фильма», пожалуй, — его самое личное высказывание.

Владимир Котт на премьере своего нового фильма в кинотеатре «Художественный»

— Владимир, главный герой вашего фильма — режиссер-неудачник, который снимает сериальное мыло про ментов, а сам грезит о Каннах и Венеции. В этом сюжете отразились какие-то ваши личные переживания и комплексы?

— Частично. Потому что совсем уж убогое «мыло» про ментов я не снимал. На эту тему у меня был только 16-серийный сериал «В зоне риска» для канала «Россия», но при этом я пытался привнести в него что-то свое. Главный герой моего фильма, 40-летний режиссер Митя, подобен работяге, который на заводе изо дня в день штампует одну и ту же деталь. Только мой персонаж год за годом штампует сериалы. И в какой-то момент он решает разорвать порочный круг и сбежать подальше от всего этого.

Было ли со мной такое? Однажды я снимал один довольно успешный сериал. Но в какой-то момент увидел, что все идет не так. Что я все время соглашаюсь на компромиссы. Занимаю в съемках не тех актеров, которых хочу. Снимаю примитивно, плоско, без постановки перед собой и группой сложных художественных задач. Мне физически стало от этого плохо, и меня прямо со съемочной площадки увезли в больницу.

Слава богу, у меня есть брат (известный режиссер Александр Котт, постановщик «Брестской крепости», «Спитака», «Обратной стороны Луны» . — «Труд»), он приехал, продолжил смену, а потом еще три дня снимал, пока меня не выписали из больницы. В больничной палате мною и придумалась эта история.

— Правильно ли я понимаю, что сериалы вы снимаете зачастую ради денег, а большое кино — ради искусства?

— Скажу как на духу: если бы у меня была такая возможность, от некоторых снятых мною сериалов я бы сегодня отказался. Но это не значит, что я снимаю только ради денег. Все-таки я пытаюсь свой режиссерский почерк привнести и в сериалы. Но тут надо понимать одну вещь. В сериальном производстве есть такое понятие: норма выработки. За смену надо снять 10-12 минут полезного материала. Поэтому на «художества» просто нет ни сил, ни времени. Снимаешь очень просто, без особых визуальных затей. Приходится в буквальном смысле умирать на площадке.

Почему я это делаю? Потому что я конченный трудоголик, не могу сидеть на диване без дела. Я все время или снимаю, или монтирую, или пишу сценарий, или выбираю натуру, или вновь еду в экспедицию. А вот кино для большого экрана я всегда снимаю по своим сценариям. Единственное исключение — фильм «Карп отмороженный», но и то его сценарий написан при моем участии. То есть, фильмы для проката — это мое авторское кино. В нем я в гораздо большей степени выражаю себя, свои мысли, эмоции, представления о настоящем искусстве, чем в сериалах.

 Владимир Котт с Алисой Фрейндлих на премьере фильма «Карп отмороженный»

 — Насколько я знаю, ваши прокатные фильмы, получавшие призы по всему миру, ни разу не получили господдержку. Это странно. Как можно было не поддержать, к примеру, добрый, светлый фильм «Карп отмороженный», в котором снялись Алиса Фрейндлих, Марина Неелова, Евгений Миронов?

— Для меня это тоже было сюрпризом. В какой-то момент я просто перестал подавать свои заявки в минкультуры. Дождался нового министра, опять подал заявку — и опять «пролетел». Притом, что многие эксперты, мне это доподлинно известно, были за меня. Более того, у меня есть проблемы и с моими телевизионными картинами. Три с половиной сериала у меня зависли на Первом канале. Один из них лежит там с 2014 года. В нем заняты Юрий Мефодьевич Соломин, Женя Ткачук, Игорь Петренко. Состав просто бомбический. Это история про то, как некий авангардный художник в 1980 году хотел себя поджечь во время церемонии открытия Московской олимпиады. Боятся аналогий с актуальной повесткой?

Уже пять лет без движения лежит на Первом канале мой сериал «Уголь» про шахтеров, снятый в редком жанре производственной драмы. В нем тоже заняты блистательные актеры — Юра Борисов, Юля Хлынина, Виктория Толстоганова, Инга Оболдина, и тоже нет объяснений, почему он не может выйти к зрителю. Сериал «Заступники» про советских диссидентов вообще сняли с эфира на середине показа. Порезали и сказали, что будет второй сезон, может и покажут, но у меня мало иллюзий на этот счет.

Владимир Котт на съемках сериала «Уголь»

Можно строить разные конспирологические теории на счет того, почему так происходит. То ли дело в выборе мною «неудобных» тем, то ли в моей репутации либерала, достаточно критически оценивающего современную действительность. То ли в министерстве культуры есть какой-то потайной ход, через который пускают исключительно благонадежных соискателей госденег, а не «подозрительных» режиссеров, которые «держат фигу в кармане». Не исключаю, впрочем, что это мои домыслы...

— Вспоминается еще один персонаж вашего нового фильма — не без иронии сыгранный вами успешный режиссер, который говорит режиссеру-неудачнику, что для того, чтобы получать деньги из госказны, надо снимать про войну, Крым и хоккей. Есть и такой путь...

— Мне не раз предлагали снимать кино на эти темы. В последний раз — про летчиков. Сейчас такой тренд пошел — после фильмов о спортсменах стали снимать про танки и самолеты. Я неизменно отказываюсь. Потому что для меня война, Крым, хоккей — это кино не про военные сражения, не про полуостров, не про спортивные баталии. А про людей, которые оказываются в драматичных, отнюдь не черно-белых обстоятельствах. Но мне кажется, время более сложного кино на эти темы еще не пришло. Или уже ушло. Снять серьезный фильм про войну, чтобы его потом перемонтировали, исказили суть? Лучше я сниму кино с независимыми продюсерами, или сделаю это на свои деньги и деньги своих друзей, как это было с моей картиной «Конец фильма», или сниму сериал для интернет-платформ, где пока царит творческая свобода.

— Если обобщать, то что неправильно устроено в нашем кинематографе?

— Считаю, что государство не должно выделять бюджетные деньги на коммерческое кино. Так называемое кассовое кино должно само себя окупать, на то оно и кассовое. Финансировать из казны надо дебюты и авторские, фестивальные фильмы. Я за то, чтобы существовал госзаказ на определенное количество фильмов — государство имеет на это право. Но госзаказ должен называться госзаказом, а не прятаться за «псевдонимами». И нужна полная прозрачность в выделении бюджетных средств. Итоговые протоколы питчингов должны обнародоваться в тот же день, чтобы сразу была ясность, какой проект какое количество баллов набрал.

— Сами вы в идеале хотели бы снимать кино авторское, зрительское?

— Моя мечта — спокойно, без нервотрепки заниматься камерным авторским кино, простыми человеческими историями. В отличие от своего брата я не люблю, когда на площадке много массовки. И я, в общем, достаточно равнодушен к прошлому. Оно для меня объект ностальгии, что ли. Я же люблю и, как мне кажется, понимаю, чувствую современность. Все мое авторское кино — про современность. Моя внутренняя творческая задача — чтобы зритель входил в зал одним, а выходил другим, с мурашками на коже. Для меня это мгновения чуда, когда я вижу, как зритель ест попкорн, а потом замер, потом стал смеяться, потом заплакал. Возникает непередаваемое чувство, что ты своим фильмом размягчаешь людские сердца.

«Конец фильма» отсылает к классическим картинам и мотивам мирового кино

— Говорят, настоящий режиссер всю жизнь снимает одну картину — как это было у Тарковского, тень которого витает в «Конце фильма». Вы же снимаете очень разное кино...

— Я тоже мог бы снимать всю жизнь один фильм, но мне от этого становится скучно. Но, снимая разные по темам и жанрам фильмы, я все-таки пытаюсь быть верным самому себе. В моем кино всегда будет присутствовать небольшая ирония, смех вперемешку со слезами. Есть у меня и свои табу. Я точно знаю, что никогда не буду снимать хорроры. Не буду снимать кино про маньяков, считаю, что такие фильмы — зло. Я избегаю агрессивного секса, постельных сцен в кино — без них, считаю, можно вполне обойтись. Стараюсь убийства снимать не в лоб, а отраженным действием. Гай Риччи или Тарантино в своих фильмах смерть превращают в комиксы. Я это без раздражения смотрю, но сам так снимать не умею и не хочу. Для меня смерть в жизни или на экране — это всегда серьезно.

— Важен ли для вас свет в конце туннеля?

— Это для меня больна тема. Когда я пишу сценарий, то часто получается, что пресловутый свет в конце туннеля не просматривается. А во время съемок и на монтаже оставляю место для выдоха. Получается, что я все-таки добрый режиссер...

— У вас с братом во ВГИКе одна режиссерская мастерская на двоих. И, насколько я знаю, нет ни одного фильма на двоих...

— Общее дело, которое позволяет нам чаще видеться, это наша мастерская. В ней мы замечательно находим общий язык и друг с другом, и с нашими студентами. А снимать вместе не можем по простой причине. Хоть у нас и было общее детство, как у всяких близнецов, но мы с Сашей абсолютно разные. Разные вкусовые пристрастия, разное восприятие мира, разный подход к профессиональным задачам. Брат борется за визуальную красоту кадра, его фильм можно остановить в любом месте — и это будет законченная картина.

Братья-близнецы Владимир и Александр Котт идут в кино каждый своим путем

Я борюсь за правду актерского существования в кадре. Если актеры на экране достоверны, ты перестаешь замечать, что фильм плохо снят. Вспомните, например, «Калину красную», которая снята, на мой вкус, отвратительно, в расфокусе, но это становится неважно, когда на экране появляются Василий Шукшин, или Иван Рыжов, или Лидия Федосеева — они несут честную актерскую эмоцию. Я вообще «актерский» режиссер, потому что до кино успел поработать в театре, и умею разговаривать с актерами на одном языке. Мой брат общается с актерами намеками, знаками, он с ними о чем-то шепчется, и с помощью своей незаурядной творческой интуиции понимает, где актер играет правдиво, а где фальшиво

И еще одно наше с Сашей отличие, возможно, главное. Я наблюдатель. Я как бы со стороны наблюдаю за жизнью, за ее порой абсурдными проявлениями. А Саша — внутри своих историй, он не наблюдает, а создает свой экранный мир.

— Момент творческой ревности в вашей братской жизни присутствует?

— Скорее, это творческое соревнование. Оно не связано с конкуренцией, потому что мы работаем на разных полянах. У нас снимаются порой одни и те же актеры, и они хорошо понимают, чем мы друг от друга отличаемся. Я дорожу тем, что у меня есть возможность показать незавершенный монтаж своему брату, и он спокойно, со стороны, распишет мои удачи и просчеты. И наоборот. И, разумеется, мы искренне радуемся успехам друг друга.

Комментарии для сайта Cackle

Тиктокер Даня Милохин стал в последнее время завсегдатаем эфиров федеральных каналов

Сергей Беднов
Труд
Даня Милохин. Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В авторской программе «Бесогон» на «России 24» Никита Михалков рассказал, за кого в публичном пространстве нашей страны ему сейчас стыдно. Мэтром была названа Елена Ваенга, исполнившая шансон...

Чтобы в связи с ними в голову не лезла какая-нибудь «банда ГТА» или отрезанная голова ребенка, лучше вспоминать в эфире эту категорию населения пореже

Сергей Беднов
Труд
У нас на ТВ очень любят говорить о сложностях, связанных с мигрантами на Западе, и всячески избегают обсуждать наши. Фото: Moscow-Live.ru

В минувший вторник, 13 июля, в информационных выпусках всех федеральных каналов прошел сюжет о драке выходцев из Средней Азии возле метро «Кузьминки». Аналогичное происшествие в Химках, случившееся накануне,...

Народ на вакцинацию от коронавируса калачом не заманишь. В телевизоре по этому поводу - сплошное недоумение

Сергей Беднов
Труд
Почему придали созданию «Спутника V» статус геополитической победы? Народ знает, как часто ура-патриотические речовки сопровождают абсолютные пустышки. Фото: Moscow-Live.ru

Народ вакцинироваться не желает. Несмотря на обещанные автомобили и квартиры. Говорящие в телевизоре умные головы ситуации удивляются. Ищут причины. Они, может, и брякнули бы в сердцах про тупость масс, но нельзя-с:...

Надежда на то, что информационная повестка «ящика» переключится на спортивные баталии в Токио, оказалась тщетной

Сергей Беднов
Труд
Признаемся: давно мы так не ждали Концерт №1 для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского, как в эти дни. Фото: Zhang Hongxiang, Синьхуа, globallookpress.com

Еще неделю назад теплилась надежда, что информационная повестка «ящика» хотя бы на время соскочит с двух излюбленных тем и переключится на спортивные баталии в Токио. Увы, она оказалась тщетной. То есть...

Разговор с писателем Григорием Чхартишвили, более известным читающей публике под именем Бориса Акунина

Александр Славуцкий
Труд
Фото: © Dmitrii Angel, globallookpress.com

Он не перестает поражать творческой активностью. Помимо регулярно выпускаемых увлекательных детективных романов много лет работает над циклом книг «История Российского государства». Не так давно в издательстве...

Самый мистический дворцовый комплекс - Михайловский (Инженерный) замок - открыл для посетителей парадные залы

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Serguei Fomine, globallookpress.com

Об архитектуре и убранстве этих залов посетители прежде могли лишь гадать. Долгие годы в них располагалась закрытая для посторонних Военно-морская библиотека Минобороны РФ. Да и после реставрации Инженерный замок хранит...

Почему ученикам Христа одной Пасхи оказалось мало

Марина Крючкова, архивариус
Труд
Фреска М.А. Врубеля «Сошествие Святого Духа на апостолов». Фото из открытых источников.

Уже завтра, в субботу, православные храмы начнут украшать ветвями берез, травами и цветами: в воскресенье, 20 июня, Троица, один из самых любимых праздников на Руси. В церковном календаре она знаменует завершение...

Столица может утратить не только уникальный плавательный бассейн, но и шедевр скульптуры

Елена Широян, искусствовед
Труд
Реконструкция надвинулась на один из образцов Большого стиля – спорткомплекс ЦСКА. Фото из открытых источников

Однажды в нулевых мне довелось побывать в Берлине, который тогда считался крупнейшей стройплощадкой Европы. И впрямь — повсюду возводили новые здания, небо пронзали десятки башенных кранов... Сегодня столица Германии...

Культура 00:10 / 09 Июля 2021 13437
Не QR-кодом единым...

Какой документ считается самым защищенным от подделок

Марина Крючкова, архивариус, Владислав Ржевский
Труд
Константин ведет под уздцы коня, на котором восседает папа Сильвестр — фреска в капелле Сан-Сильвестро (монастырь Санти-Куаттро-Коронати). Фото из открытых источников.

Пока полиция рапортует об уголовных делах за подделку сертификатов о вакцинации и мошенничество с QR-кодами, социологи говорят о российском феномене: дескать, наше население, привыкнув к давлению государства,...

Известный кинорежиссер едет на фестиваль в Канны с одним фильмом и продолжает работу над другим

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Как признался Алексей, смокинг он пока не утюжил. Фото: Komsomolskaya Pravda/Russian Look, globallookpress.com

Такого не было уже несколько десятилетий: сразу пять российских картин приглашены в программу Каннского фестиваля, который стартует 6 июля. В основном конкурсе будут представлены «Петровы в гриппе» Кирилла...

На экраны выходит спорный фильм о великом художнике

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Влюбленный Ван Гог» с сайта kinopoisk.ru

Российская премьера «Влюбленного Ван Гога» прошла 14 июля — в День взятия Бастилии, который считается во Франции и во всем мире символом свержения абсолютизма. Фильм в нашем прокате решили...

Директором Бахрушинского музея назначили даму, постившую собственное фото на фоне свастики

Анна Чепурнова
Труд
Всего месяц назад Дмитрий Родионов вместе с председателем совета депутатов Зарайска Еленой Белкиной и ее заместительницей Раисой Гулькиной открывал Бахрушинский фестиваль, не подозревая о сгущающихся тучах. Фото Сергея Бирюкова

Шокирующая новость: в канун 22 июня — дня, когда мы отмечали 80-летие начала Великой Отечественной, — директором Бахрушинского театрального музея назначили даму, постившую собственное фото на фоне свастики....

Российские политические ток-шоу порадовали новой струей: они пошли войной на гей-пропаганду

Сергей Беднов
Труд
Роскомнадзор решил проверить на предмет гей-пропаганды церемонию вручения премии «Муз-ТВ». Фото: Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Редкий мальчишка советских времен не знал, что эта некрасовская строка имеет хулиганское продолжение: «Он им отгонял от себя...» Кого? Ну, типа, мужчину с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Наподобие...

Гидов-экскурсоводов в городе на Неве взялись пересчитывать, будто цыплят по осени

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

Гидов в Петербурге пересчитают, проэкзаменуют, введут для них обязательное лицензирование, занесут в реестр. Депутаты городского парламента внесли на рассмотрение законопроект об обязательной аттестации всех, кто водит туристов...

Литературный обзор

Олег ФОЧКИН, книгочей
Труд
Фото: © Eunika Sopotnicka, globallookpress.com

Авторы исторических работ, представленных в обзоре, опирались на документы, многие из которых ранее были неизвестны или запрещены советской цензурой. Насколько полной встает картина, судить читателю. С уверенностью можно...








Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?