Главная Культура 00:01 25 Июня 2021 14681
Владимир Котт: Никогда не буду снимать кино про маньяков, такие фильмы - зло

Новая работа известного кинорежиссера - самое, пожалуй, его личное высказывание

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Главный герой нового фильма Владимира Константиновича - режиссер-неудачник, который снимает сериальное мыло про ментов, а сам грезит о Каннах и Венеции

После проката в кинотеатрах сразу на трех интернет-площадках появился фильм со странным, на первый взгляд, названием «Конец фильма». Это новая работа известного кинорежиссера Владимира Котта, хорошо знакомого зрителям по фильмам и сериалам «Родственный обмен», «Заступники», «Петр Лещенко», «На дне», «Муха», «Громозека», «Карп отмороженный»... Всего в его творческом багаже — порядка 25 (!) поставленных фильмов. Картины режиссера получали призы в России, Германии, Бельгии, Франции, Италии, Китае, Чехии. Но «Конец фильма», пожалуй, — его самое личное высказывание.

Владимир Котт на премьере своего нового фильма в кинотеатре «Художественный»

— Владимир, главный герой вашего фильма — режиссер-неудачник, который снимает сериальное мыло про ментов, а сам грезит о Каннах и Венеции. В этом сюжете отразились какие-то ваши личные переживания и комплексы?

— Частично. Потому что совсем уж убогое «мыло» про ментов я не снимал. На эту тему у меня был только 16-серийный сериал «В зоне риска» для канала «Россия», но при этом я пытался привнести в него что-то свое. Главный герой моего фильма, 40-летний режиссер Митя, подобен работяге, который на заводе изо дня в день штампует одну и ту же деталь. Только мой персонаж год за годом штампует сериалы. И в какой-то момент он решает разорвать порочный круг и сбежать подальше от всего этого.

Было ли со мной такое? Однажды я снимал один довольно успешный сериал. Но в какой-то момент увидел, что все идет не так. Что я все время соглашаюсь на компромиссы. Занимаю в съемках не тех актеров, которых хочу. Снимаю примитивно, плоско, без постановки перед собой и группой сложных художественных задач. Мне физически стало от этого плохо, и меня прямо со съемочной площадки увезли в больницу.

Слава богу, у меня есть брат (известный режиссер Александр Котт, постановщик «Брестской крепости», «Спитака», «Обратной стороны Луны» . — «Труд»), он приехал, продолжил смену, а потом еще три дня снимал, пока меня не выписали из больницы. В больничной палате мною и придумалась эта история.

— Правильно ли я понимаю, что сериалы вы снимаете зачастую ради денег, а большое кино — ради искусства?

— Скажу как на духу: если бы у меня была такая возможность, от некоторых снятых мною сериалов я бы сегодня отказался. Но это не значит, что я снимаю только ради денег. Все-таки я пытаюсь свой режиссерский почерк привнести и в сериалы. Но тут надо понимать одну вещь. В сериальном производстве есть такое понятие: норма выработки. За смену надо снять 10-12 минут полезного материала. Поэтому на «художества» просто нет ни сил, ни времени. Снимаешь очень просто, без особых визуальных затей. Приходится в буквальном смысле умирать на площадке.

Почему я это делаю? Потому что я конченный трудоголик, не могу сидеть на диване без дела. Я все время или снимаю, или монтирую, или пишу сценарий, или выбираю натуру, или вновь еду в экспедицию. А вот кино для большого экрана я всегда снимаю по своим сценариям. Единственное исключение — фильм «Карп отмороженный», но и то его сценарий написан при моем участии. То есть, фильмы для проката — это мое авторское кино. В нем я в гораздо большей степени выражаю себя, свои мысли, эмоции, представления о настоящем искусстве, чем в сериалах.

 Владимир Котт с Алисой Фрейндлих на премьере фильма «Карп отмороженный»

 — Насколько я знаю, ваши прокатные фильмы, получавшие призы по всему миру, ни разу не получили господдержку. Это странно. Как можно было не поддержать, к примеру, добрый, светлый фильм «Карп отмороженный», в котором снялись Алиса Фрейндлих, Марина Неелова, Евгений Миронов?

— Для меня это тоже было сюрпризом. В какой-то момент я просто перестал подавать свои заявки в минкультуры. Дождался нового министра, опять подал заявку — и опять «пролетел». Притом, что многие эксперты, мне это доподлинно известно, были за меня. Более того, у меня есть проблемы и с моими телевизионными картинами. Три с половиной сериала у меня зависли на Первом канале. Один из них лежит там с 2014 года. В нем заняты Юрий Мефодьевич Соломин, Женя Ткачук, Игорь Петренко. Состав просто бомбический. Это история про то, как некий авангардный художник в 1980 году хотел себя поджечь во время церемонии открытия Московской олимпиады. Боятся аналогий с актуальной повесткой?

Уже пять лет без движения лежит на Первом канале мой сериал «Уголь» про шахтеров, снятый в редком жанре производственной драмы. В нем тоже заняты блистательные актеры — Юра Борисов, Юля Хлынина, Виктория Толстоганова, Инга Оболдина, и тоже нет объяснений, почему он не может выйти к зрителю. Сериал «Заступники» про советских диссидентов вообще сняли с эфира на середине показа. Порезали и сказали, что будет второй сезон, может и покажут, но у меня мало иллюзий на этот счет.

Владимир Котт на съемках сериала «Уголь»

Можно строить разные конспирологические теории на счет того, почему так происходит. То ли дело в выборе мною «неудобных» тем, то ли в моей репутации либерала, достаточно критически оценивающего современную действительность. То ли в министерстве культуры есть какой-то потайной ход, через который пускают исключительно благонадежных соискателей госденег, а не «подозрительных» режиссеров, которые «держат фигу в кармане». Не исключаю, впрочем, что это мои домыслы...

— Вспоминается еще один персонаж вашего нового фильма — не без иронии сыгранный вами успешный режиссер, который говорит режиссеру-неудачнику, что для того, чтобы получать деньги из госказны, надо снимать про войну, Крым и хоккей. Есть и такой путь...

— Мне не раз предлагали снимать кино на эти темы. В последний раз — про летчиков. Сейчас такой тренд пошел — после фильмов о спортсменах стали снимать про танки и самолеты. Я неизменно отказываюсь. Потому что для меня война, Крым, хоккей — это кино не про военные сражения, не про полуостров, не про спортивные баталии. А про людей, которые оказываются в драматичных, отнюдь не черно-белых обстоятельствах. Но мне кажется, время более сложного кино на эти темы еще не пришло. Или уже ушло. Снять серьезный фильм про войну, чтобы его потом перемонтировали, исказили суть? Лучше я сниму кино с независимыми продюсерами, или сделаю это на свои деньги и деньги своих друзей, как это было с моей картиной «Конец фильма», или сниму сериал для интернет-платформ, где пока царит творческая свобода.

— Если обобщать, то что неправильно устроено в нашем кинематографе?

— Считаю, что государство не должно выделять бюджетные деньги на коммерческое кино. Так называемое кассовое кино должно само себя окупать, на то оно и кассовое. Финансировать из казны надо дебюты и авторские, фестивальные фильмы. Я за то, чтобы существовал госзаказ на определенное количество фильмов — государство имеет на это право. Но госзаказ должен называться госзаказом, а не прятаться за «псевдонимами». И нужна полная прозрачность в выделении бюджетных средств. Итоговые протоколы питчингов должны обнародоваться в тот же день, чтобы сразу была ясность, какой проект какое количество баллов набрал.

— Сами вы в идеале хотели бы снимать кино авторское, зрительское?

— Моя мечта — спокойно, без нервотрепки заниматься камерным авторским кино, простыми человеческими историями. В отличие от своего брата я не люблю, когда на площадке много массовки. И я, в общем, достаточно равнодушен к прошлому. Оно для меня объект ностальгии, что ли. Я же люблю и, как мне кажется, понимаю, чувствую современность. Все мое авторское кино — про современность. Моя внутренняя творческая задача — чтобы зритель входил в зал одним, а выходил другим, с мурашками на коже. Для меня это мгновения чуда, когда я вижу, как зритель ест попкорн, а потом замер, потом стал смеяться, потом заплакал. Возникает непередаваемое чувство, что ты своим фильмом размягчаешь людские сердца.

«Конец фильма» отсылает к классическим картинам и мотивам мирового кино

— Говорят, настоящий режиссер всю жизнь снимает одну картину — как это было у Тарковского, тень которого витает в «Конце фильма». Вы же снимаете очень разное кино...

— Я тоже мог бы снимать всю жизнь один фильм, но мне от этого становится скучно. Но, снимая разные по темам и жанрам фильмы, я все-таки пытаюсь быть верным самому себе. В моем кино всегда будет присутствовать небольшая ирония, смех вперемешку со слезами. Есть у меня и свои табу. Я точно знаю, что никогда не буду снимать хорроры. Не буду снимать кино про маньяков, считаю, что такие фильмы — зло. Я избегаю агрессивного секса, постельных сцен в кино — без них, считаю, можно вполне обойтись. Стараюсь убийства снимать не в лоб, а отраженным действием. Гай Риччи или Тарантино в своих фильмах смерть превращают в комиксы. Я это без раздражения смотрю, но сам так снимать не умею и не хочу. Для меня смерть в жизни или на экране — это всегда серьезно.

— Важен ли для вас свет в конце туннеля?

— Это для меня больна тема. Когда я пишу сценарий, то часто получается, что пресловутый свет в конце туннеля не просматривается. А во время съемок и на монтаже оставляю место для выдоха. Получается, что я все-таки добрый режиссер...

— У вас с братом во ВГИКе одна режиссерская мастерская на двоих. И, насколько я знаю, нет ни одного фильма на двоих...

— Общее дело, которое позволяет нам чаще видеться, это наша мастерская. В ней мы замечательно находим общий язык и друг с другом, и с нашими студентами. А снимать вместе не можем по простой причине. Хоть у нас и было общее детство, как у всяких близнецов, но мы с Сашей абсолютно разные. Разные вкусовые пристрастия, разное восприятие мира, разный подход к профессиональным задачам. Брат борется за визуальную красоту кадра, его фильм можно остановить в любом месте — и это будет законченная картина.

Братья-близнецы Владимир и Александр Котт идут в кино каждый своим путем

Я борюсь за правду актерского существования в кадре. Если актеры на экране достоверны, ты перестаешь замечать, что фильм плохо снят. Вспомните, например, «Калину красную», которая снята, на мой вкус, отвратительно, в расфокусе, но это становится неважно, когда на экране появляются Василий Шукшин, или Иван Рыжов, или Лидия Федосеева — они несут честную актерскую эмоцию. Я вообще «актерский» режиссер, потому что до кино успел поработать в театре, и умею разговаривать с актерами на одном языке. Мой брат общается с актерами намеками, знаками, он с ними о чем-то шепчется, и с помощью своей незаурядной творческой интуиции понимает, где актер играет правдиво, а где фальшиво

И еще одно наше с Сашей отличие, возможно, главное. Я наблюдатель. Я как бы со стороны наблюдаю за жизнью, за ее порой абсурдными проявлениями. А Саша — внутри своих историй, он не наблюдает, а создает свой экранный мир.

— Момент творческой ревности в вашей братской жизни присутствует?

— Скорее, это творческое соревнование. Оно не связано с конкуренцией, потому что мы работаем на разных полянах. У нас снимаются порой одни и те же актеры, и они хорошо понимают, чем мы друг от друга отличаемся. Я дорожу тем, что у меня есть возможность показать незавершенный монтаж своему брату, и он спокойно, со стороны, распишет мои удачи и просчеты. И наоборот. И, разумеется, мы искренне радуемся успехам друг друга.

Эти стихи Борис Пастернак написал в 1912 году - високосном, как и нынешний

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Борис Пастернак. Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

По народным приметам, високосы считались самыми тяжелыми годами, сулящими войны, неурожаи и прочие бедствия. Особенно страшились февраля. Шутка ли: раз в 19 лет этот месяц бывает «черным», то есть вообще...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 5415
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4466
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 4153
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4060
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 3974
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Культура 00:50 / 22 Марта 2024 3888
Палитра не та…

Жанр телевизионного детектива породил множество стереотипов

Сергей Беднов
Труд
Анна Михалкова в роли Вероники Васнецовой. Фото: kinopoisk.ru

Многие зрители начали смотреть 16-серийную «Васнецову» (на фото) на «России 1» вовсе не потому, что истосковались по детективам, где центральный персонаж — женщина. Уж чего-чего,...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?