Утром 15 августа жительница Новосибирска Елена Корнилова в очередной раз протерла подоконник, но к вечеру на белой поверхности вновь осел серый налет.
«Я живу на десятом этаже, окна выходят на проспект Дзержинского, — рассказывает женщина. – Раньше отсюда был виден левый берег Оби, а теперь случается, что в пыльной дымке не видно и соседних домов».
История Елены типична для многих российских городов, и особенно, конечно, для сибирских и уральских мегаполисов: Новосибирска, Екатеринбурга, Красноярска, Тюмени, Омска, Челябинска. При этом опыт Москвы или Казани показывает: ситуация может быть совершенно иной.
120 тысяч тонн пыли в год
Сотрудники новосибирских эколабораторий фиксируют: концентрация мелкодисперсных частиц PM2.5 в воздухе города периодически превышает норму в 2-3 раза.
«80% загрязнений приходится на автотранспорт. Летом на Красном проспекте можно зафиксировать почти троекратное превышение ПДК взвешенных частиц», — рассказывает эколог одного из местных исследовательских центров Дмитрий К.
Екатеринбург, по подсчетам местных активистов, ежегодно производит около 120 тысяч тонн пыли. По свидетельству водителя маршрутного такси Александра, за смену ему приходится два, а то и три раза протирать лобовое стекло изнутри: оно покрывается пылью, которую пассажиры приносят на одежде и обуви.
В Красноярске врачи, в частности – врач-пульмонолог одной из клиник Марина С., констатируют, что за последнее время стало больше пациентов с обострением. Особенно страдают дети и пожилые люди.
Тюмень же в определенном смысле оказалась «заложником» плотной застройки. Как поясняет в популярном телеграм-канале «Тюмень сейчас» местный архитектор, Павел, новые микрорайоны «строят без учета розы ветров; летом там на 5-7 градусов жарче, пыль висит в воздухе».
Экономика запыленности
Сотрудники красноярского экологического центра так объясняют механизм происходящего: «Летом накапливается пыль – строительная взвесь, частицы асфальта, резина от покрышек. Осенью она остается на дорогах. Зимой покрывается снегом. Потом дороги обрабатывают реагентами или песком. Реагенты топят снег, пыль поднимается и смешивается с водой. Получается токсичная взвесь, которая весной высыхает и снова становится пылью — только теперь с добавлением песка».
По данным Росстата, заболевания органов дыхания стабильно занимают первое место среди причин временной нетрудоспособности россиян. В регионах с высоким уровнем запыленности этот показатель выше среднероссийского на 25-30%.
По оценкам медиков, ежегодные экономические потери от респираторных заболеваний в загрязненных городах могут исчисляться десятками миллиардов рублей.
Временное решение долгосрочной проблемы
В Новосибирске объявили о закупке 25,5 тысяч тонн песка и 15,5 тысяч тонн соли к зиме. Однако эксперты уже предупредили, что по весне песок может стать дополнительным источником пыли. «Это временное решение, которое с высокой долей вероятности может создать долгосрочную проблему», - подчеркивают специалисты.
Урбанист Сергей Михайлов, ведущий блог о городской среде Екатеринбурга, анализирует: «Это замкнутый круг. Летняя пыль остается на улицах. Зимой ложится снег. Снег обрабатывают реагентами и песком. Весной все превращается в грязь. Грязь высыхает, становится пылью плюс песок от посыпки».
В Скандинавии, регионе с похожим климатом, добавляет Михайлов, проблему удалось решить благодаря вниманию к подготовке инфраструктуры к смене сезонов. У нас же пока такого системного подхода не хватает.
Комплексный подход – залог успеха
Некоторые города экспериментируют с новыми вариантами решений. В Нижнем Новгороде, Перми, Вологде тестируют различные методы уборки улиц, обновляют ливневую канализацию, применяют современные моющие составы вместо простой воды.
«В ряде городов начали использовать специальные составы для мойки дорог. Это дает эффект, но пока такой подход применяется точечно», — рассказывает специалист по коммунальному хозяйству Николай К.
Эксперт по городскому планированию Ирина Васильева считает: «Нужен комплексный подход: от выбора покрытий до учета розы ветров при застройке. Плюс современные технологии уборки и правильная подготовка к зиме».
Есть и города, где картина кардинально отличается в лучшую сторону. К примеру, в Москве, по данным Мосэкомониторинга, за последние пять лет удалось снизить запыленность на 40%.
«Мы начинаем готовить город к зиме с августа, — рассказывают сотрудники столичных коммунальных служб. — Все дороги проходят глубокую мойку, прочищаются ливневки, убирается накопившаяся за лето грязь».
В Казани действует программа «Чистый город». Местный эколог Марат Хабибуллин отмечает: «Результат очевиден — даже весной у нас нет той грязи, которую я вижу в соседних городах. Секрет в системном подходе».
Эксперты сходятся во мнении: необходим переход от борьбы с последствиями – к предотвращению проблем, от сезонных авралов – к круглогодичной системной работе. Особенно важна тщательная осенняя подготовка населенных пунктов: именно она может разорвать порочный круг накопления пыли.
«Мы понимаем проблему, - отмечает инженер коммунальных служб одного из северных городов Алексей Т. – Но менять подход сложно: нужны инвестиции в технику, обучение персонала, изменение всей системы планирования работ. А главное – осенью надо не просто подметать, а действительно готовить город к зиме. Это дороже, но в перспективе окупается».
Остается надеяться, что успешный опыт отдельных городов распространится по стране. Иначе миллионы россиян так и будут жить в цикле «пыль летом – грязь зимой – еще больше пыли весной».

