Российские власти намерены существенно сократить расходы на поддержание моногородов – городских поселений, экономика которых значительно или полностью зависит от работы одного крупного предприятия.
В рамках очередной реформы чиновники хотят сократить число муниципалитетов, получающих помощь, почти в два раза – с 321 до 170. Эксперты полагают, что оставшись без федеральных субсидий, моногорода просто не смогут решить свои проблемы.
О намерении сократить объемы помощи городам обозревателям «Известий» сообщили источники в Госдуме. Подтвердили информацию и в министерстве экономического развития.
Чиновники не справляются
Возникновение большого количества моногородов стало результатом одной из особенностей советской экономики, а именно – попытки опереться на крупные и сверхкрупные предприятия, которые могли снабжать своей продукцией несколько регионов, а то и полстраны, и соответственно, нуждались в огромном штате сотрудников.
Возможно, в рамках плановой экономики и гарантированной занятости населения такой подход и имел смысл, однако в реалиях рыночной экономики моногорода превратились в одну из тяжелейших социально-экономических проблем.
Во-первых, банкротство градообразующего предприятия автоматически обваливает всю экономику поселения, превращая его в огромную резервацию безработных людей. Во-вторых, успешное развитие предприятие также становится проблемой: обновление производственных линий неизбежно связано с повышением автоматизации и как следствие вызывает сокращение персонала. Еще одной проблемой таких населенных пунктов является экология. Советские представления об экологической безопасности были далеки от современных, а идея «прилепить» жилые кварталы к промышленным гигантам – диктовалась соображениями экономической выгоды, но никак не заботой о людях.
Российские власти уже не первый год обсуждают возможности трансформации моногородов в полноценные поселения городского типа. В 2016-м была запущена программа экономической помощи моногородам. Первоначально предполагалось, что в рамках этого проекта федеральный центр до 2025 года будет финансировать программы экономического развития таких городов; однако 1 января нынешнего года проект был свернут. Основанием послужили данные Счетной палаты, специалисты которой пришли к выводу, что меры по финансовой поддержке моногородов не привели к диверсификации их экономики и выходу на курс стабильного развития.
Проект новой программы был подготовлен Министерством экономразвития в июле нынешнего года и направлен на рассмотрение в Минфин. В настоящее время он дорабатывается с учетом замечаний финансового ведомства.
При этом некоторые эксперты выразили сомнения в эффективности новой программы. В частности, генеральный директор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов в интервью «Известиям» отметил, что новая программа не имеет принципиальных отличий от предшествующей редакции. По его словам, в новом проекте также не прописаны четкие механизмы диверсификации и ускорения темпов экономического роста городов-получателей помощи.
Исключать из списков
Теперь, судя по всему, чиновники хотят сократить масштаб проблемы, просто сократив число получателей помощи. Проводится это сокращение под видом повышения «адресности господдержки» и «актуализации критериев отнесения территорий к моногородам». Из списка таковых предполагается исключить насланные пункты с населением менее трех тысяч человек – их предложено считать поселками городского типа, - а также моногорода, где произошла диверсификация экономики.
Второй пункт особенно коварен, отмечают комментаторы. Реальных успехов в построении устойчивой разветвленной экономики добились лишь несколько городов: Набережные Челны в Татарстане или Полевской в Свердловской области. В большинстве случае диверсификация наступает сама собой в связи с закрытием градообразующего предприятия. Именно по такому сценарию развивались события в городах Вичуга и Южа в Ивановской области, Бытошь в Брянской области и многих других.
Большинство из них и раньше не видели федеральных денег, но у них была надежда получить субсидии под перспективный инвестпроект. Теперь же они полностью лишаются даже гипотетической надежды на финансовую помощь из Москвы.
Депутат Госдумы Альфия Когогина отметила, что при реализации программы придется сделать исключение для городов, которые нельзя оставлять без финансовой поддержки. По ее мнению, их, возможно, придется перевести в другие программы.
В свою очередь генеральный директор НАО «Евроэксперт» Екатерина Синогейкина подчеркнула, что ключевая проблема состоит в том, что никто не знает, какие предприятия нужно открывать на территории моногородов, чтобы получить на выходе рентабельное, стабильно работающее производство.