Родившаяся в 1907 году Астрид Линдгрен прожила не только долгую, но и удивительно наполненную жизнь. Ей удалось то, чем могут похвастать немногие. Она ни разу не изменила самой себе, всегда оставалась натурой цельной и совершенно органичной. Принесшая ей известность книжка "Пеппи - Длинный Чулок" вышла из печати более полувека назад - в далеком 1944 году. "Пеппи" родилась из просьбы заболевшей дочери Карин, которая приставала к хлопотавшей вокруг нее матери: "Ну расскажи мне что-нибудь!" Что же рассказать? Ах да, про Пеппи - Длинный Чулок. Все начиналось как продолжение детских фантазий.
В другой раз дочка таинственным шепотом поведала Астрид: "Знаешь, когда тебя нет дома, у нас появляется маленький человечек и летает по комнате, а потом прячется за картину". Вскоре на свет родился Карлсон, который живет на крыше, - озорник, проказник и сладкоежка.
Линдгрен никогда не скрывала первоисточник своего вдохновения. Но не за "сомнительность" творческого начала "шерстили" ее критики. Это сейчас, когда мир прощается с Астрид, она воспринимается как "вечно" существовавший классик детской литературы.
А ведь поначалу ее "странных" героев встретили чуть ли не в штыки. Как можно столь безответственно пропагандировать такую меру детской раскованности, свободомыслия и самостоятельности, подрывать традиции воспитания? Позволительно ли вообще так писать о детях да еще для них самих? Наконец, ее персонажи просто дурно и вызывающе себя ведут!
Но успех "феномена Линдгрен" как у детей, так и у родителей был столь ошеломляющ, что голоса оппонентов потонули в море восторгов. В самые плодотворные - с 50-х по конец 80-х - годы добрый друг и мудрый воспитатель подрастающих поколений создала в общей сложности около 120 больших и маленьких повестей, рассказов, сказок, стихов, по которым сняты десятки телесериалов и порядка 40 отдельных кинолент, среди которых грех не вспомнить фильм нашего Владимира Грамматикова "Мио, мой Мио".
Книги Астрид изданы тиражом свыше 140 миллионов экземпляров в более чем 80 странах мира, переведены, в частности, на африканские языки зулу и суахили, почти на все языки республик бывшего СССР.
Слава утомляла и пугала этого молчаливого, по-скандинавски сдержанного на эмоции и слова, очень скромного в быту и необыкновенно трудолюбивого человека: "На самом деле я ленивая, больше всего на свете люблю сидеть на балконе и смотреть на воду". В том, что в этом не было никакого кокетства, убедились и у нас в стране, когда с огромным трудом удалось убедить Линдгрен приехать в Москву и принять почетную медаль Льва Толстого. Всего же она была удостоена 15 только международных наград и призов.
Ко всем этим почестям Линдгрен относилась с изрядной долей юмора: "Я уже глуха, полуслепа да и из ума почти выжила". Между тем до конца дней ее хватало на разностороннюю общественную деятельность. Она боролась за сохранение библиотек и необходимое для них финансирование, искореняла детскую беспризорность (оказывается, и в благополучной Швеции она есть), выступала против химизации сельского хозяйства, возвышала свой голос в защиту братьев наших меньших. Ее требования, получив силу государственных установлений по содержанию скота, теперь именуются "законами Линдгрен".
Линдгрен так объясняла избранный ею путь: "Еще в раннем возрасте я как-то подумала, что быть взрослым не так уж интересно. Поэтому герои одной из моих повестей глотают таблетки от "взросления". Где-то во мне сохранился ребенок, и я пишу, чтобы угодить ему".
Но взрослый мир подступался со всех сторон, и Линдгрен отдавала себе отчет, что жить иллюзиями невозможно: "Глядя на все это, я не могла быть записной оптимисткой, но, к счастью, не превратилась в человека без веры и надежды в сердце... Нужно уважать детей. Даже когда ребенок окружен заботой взрослых, он иногда чувствует себя одиноким. Родители должны защищать своих детей от дурного влияния и воспитывать примером своей собственной жизни".
* * *
Астрид Линдгрен навсегда останется с нами, с нашими детьми, с нашими внуками, потому что книги ее бессмертны.
Много лет назад, когда отвергнутая издателями рукопись "Пеппи-Длинный Чулок" никому не ведомой фру Линдгрен получила на конкурсе первую премию, начался путь писательницы к всемирной славе. Каких только наград нет у нее... И в том числе главная в детской литературе - Золотая медаль Андерсена.
Она писала для детей и о детях - самых обыкновенных и особенных, об их приключениях, радостях и заботах. Она их глубоко понимала, знала и любила.
Хочется призвать всех издателей побольше выпускать книг Астрид Линдгрен - они несут добро, радость и свет, противостоят агрессии, чернокнижию и кабаллистике, которые сегодня нередко навязываются нашим детям. Замечательная писательница Астрид Линдгрен остается с нами.
Ирина ТОКМАКОВА, детская писательница.