Главная Культура 00:20 31 Января 2019 4591
Шесть московских зим перед каннской весной

Режиссер Сергей Дворцевой - о трудных съемках и триумфальном взлете фильма «Айка»

Леонид Павлючик
Фильм «Айка» удостоен приза за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит фильм «Айка», удостоенный приза за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале, вошедший в шорт-лист «Оскара». Это пронзительное, страшное, безысходное и человечное кино, взывающее к нашему милосердию. В центре картины — судьба молодой киргизской женщины по имени Айка. Она оказалась в холодной, заснеженной Москве без работы, денег, жилья, с просроченной регистрацией и новорожденным ребенком на руках...

— Сергей, как у вас возникла идея картины?

— Идея появилась после прочтения строчки в Интернете, которая скупо сообщала, что в Москве 248 киргизских женщин отказались от своих детей, оставив их в родильных домах. Я русский человек, но 29 лет прожил в Казахстане, хорошо знаю ментальность азиатов с их культом детей, семьи. Стал думать: в какие немилосердные условия должна попасть женщина, чтобы отречься от своего ребенка? Начал знакомиться с гастарбайтерами из Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, входить в тяжелые, часто невыносимые обстоятельства их жизни. Так постепенно оформился замысел фильма.

— Ваша первая игровая картина «Тюльпан», снятая после ряда ярких документальных лент, вышла на экраны 10 лет назад. Почему так долго шли ко второму фильму?

— «Тюльпан» в свое время получил дюжину призов на международных фестивалях, включая Гран-при в Каннском конкурсе «Особый взгляд». Если лента получается успешной, потом примерно год уходит на ее фестивальные премьеры, на поездки по разным странам, где картина выходит в прокат. Это тоже труд, порой тяжелый. Так что после завершения работы над фильмом чувствую себя, как разряженная батарейка. И мне требуется время, чтобы заново подзарядиться.

Сценарий «Айки» мы с Геной Островским, с которым работали и над «Тюльпаном», написали примерно за год. Еще какое-то время ушло на подготовку к съемкам. Это тоже нелегкое дело, поскольку в картине снималось много настоящих гастарбайтеров. Из них надо было сделать актеров. Для этого у меня есть своя система, специальный тренинг. Приходилось подолгу репетировать с людьми, чтобы они могли сыграть свои роли.

Но не раз бывали случаи, что ты уже начал снимать непрофессионального актера, а его раз — и выслали. У многих гастарбайтеров липовые документы, внешне неотличимые от настоящих. Они и сами не знают зачастую, на законных они основаниях в России или нет. И мне после их депортации приходилось начинать работу с нуля. Это тоже затянуло работу над фильмом. В общей сложности съемки заняли шесть лет.

— Шесть лет? Сегодня фильм снимают за шесть недель...

— Конечно, мы не работали все эти шесть лет изо дня в день. Снимали зимой, поскольку самые первые и весьма удачные эпизоды были сняты во время снегопада. Мы так не планировали, но я решил использовать эту непрекращающуюся метель, мокрые хлопья снега, грязную снежную кашу под ногами для создания в фильме особой атмосферы.

— В итоге, холодный, завьюженный мегаполис стал еще одним героем фильма...

— Этим я, кстати, отличаюсь от большинства коллег, которые снимают строго по сценарию, игнорируя возникающую на съемках жизненную реальность. Я делаю наоборот: встраиваю реальность в сценарий, по ходу дела меняя исходный замысел. Так, сценарий «Айки» был изменен процентов на 80, в фильме от него осталась только общая канва. Главное для меня — добиться на экране ощущения живой, взаправдашней жизни. Чтобы ни в одном кадре не было даже намека на фальшь.

— И как к этому относятся ваши продюсеры?

— Они хорошо знают мой творческий метод и потому терпят. Понимают, что получат на выходе уникальный результат. Начиная фильм, я сам до конца не знаю, каким он будет, чем закончится. Это зависит от нашей съемочной группы, от встреч с вчера еще незнакомыми людьми, от того, что происходит в стране и мире, от погодных условий, наконец. Перенеся действие фильма в снежную зиму, пришлось все время ловить для съемок нужную погоду. Но так случилось, что три зимы в Москве были практически бесснежными, мы подолгу сидели, ждали с моря непогоды. Закончили съемки прошлой (к счастью, снежной) зимой. А уже весной 2018 года картина оказалась в конкурсе Каннского фестиваля.

— Как удалось туда попасть?

— Я снимал «Айку» в хронологическом порядке — так, как развивается сюжет. Это делалось для того, чтобы актриса по ходу съемок накапливала нужное эмоциональное состояние. Параллельно я монтировал отснятый материал. Президент фестиваля Тьерри Фремо посмотрел первую часть картины, вторая была сырой, часть эпизодов предстояло доснять. То, что он увидел, ему понравилось. Он сказал, что возьмет «Айку» в Канн, если я железно пообещаю, что закончу фильм к фестивалю.

На все про все у меня оставался месяц. Все-таки я решил воспользоваться шансом. Началась страшная гонка, я спал по два-три часа в сутки. В итоге удалось завершить картину буквально за два дня до конца фестиваля, это была, по сути, черновая версия. В нее вошли даже репетиционные эпизоды, которые я не успел переснять.

Тем не менее, в Канне фильм, показанный в последний день фестиваля, встретили горячо, а прекрасная актриса Самал Еслямова, которую я снимал еще в «Тюльпане», впервые в истории отечественного кино была удостоена приза за лучшую женскую роль. Уже после фестиваля я доделал фильм. По сравнению с каннской версией картина стала намного лучше. Зрители увидят окончательный вариант фильма.

— Ваша лента вошла в оскаровский шорт-лист, но не попала в пятерку номинантов. Огорчились?

— Грех жаловаться. Мы получили значимую награду в Канне, далеко продвинулись на «Оскаре». Это открыло фильму окно в большой мир. В эти дни «Айка» выходит в прокат во Франции, на очереди вся Европа, Китай, Япония, США. А наша актриса стала международной звездой. Она снимается в европейских, японских, китайских, российских фильмах.

Что касается «Оскара», то многие и так удивлялись, что мы попали в короткий список — по общему мнению, самый сильный по подбору картин за многие годы. С нашим скромным бюджетом, который удалось наскрести на промоушн фильма, мы не могли рассчитывать на большее. Чтобы заставить Америку посмотреть и полюбить твое кино, нужны сотни тысяч, а то и миллионы долларов на раскрутку фильма.

Я как-то ехал на такси по Сансет бульвару и буквально на протяжении 200 метров насчитал шесть огромных билбордов с рекламой фильма «Рома» в постановке мексиканца Альфонсо Куарона. Сколько это может стоить, я даже боюсь прикидывать. У нас таких денег даже близко не было. Но сердцем я надеялся, что мы пройдем в следующий этап оскаровской гонки, хотя умом понимал, что это практически невозможно...

— Что дальше? Будем ждать вашу новую картину еще 10 лет?

— Не пугайте меня. Хотя я сам не знаю, когда сниму следующий фильм. Моя проблема в том, что я продолжаю относиться к кино, как к искусству, а не как к работе или бизнесу. Сегодня мало кто так живет. Снимают не фильм, а продукт. Порой начинаю подумывать, не вернуться ли мне в авиацию, где я работал в молодые годы. Так ведь обратно не примут...

— Почему в свое время решили уйти в кино?

— Наверное, потому, что в авиации в какой-то момент мне стало все наперед известно. Я утрирую, конечно, но самолет, по сути, — тот же утюг: техника, которую ты однажды освоил, научился ею управлять. А кино — это всегда поиск чего-то нового. Езда в незнаемое, как сказал поэт.

После успехов в Канне и на «Оскаре» я стал получать предложения из разных стран мира. Рассматриваю эти авансы, но все-таки хочу снимать у себя на родине. Здесь, как мне кажется, я многое понимаю про людей, про их тревоги и надежды. А во Франции или там Китае, Африке снимать будет тяжело, это для меня чужая жизнь.

— И все-таки, есть на горизонте новый замысел?

— Сейчас впервые в своей жизни подумываю об экранизации советского автора, не могу пока назвать его имя. Скажу только, что изложенная в книге история меня всерьез зацепила. По сложившейся традиции (так было и с «Айкой») на маленькую кинокамеру оперативно сниму эскиз, набросок фильма и посмотрю, как это выглядит на экране. Если пойму, что не ошибаюсь, начну снимать заново и всерьез. И надеюсь, что мой новый фильм выйдет все-таки раньше, чем через десять лет.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 12413
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7809
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7541
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6832
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6597
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?