Цифровое отшельничество становится устойчивым трендом. Еще вчера активные пользователи соцсетей, они уходят из виртуального мира по-английски. И, кажется, это только начало. Не за горами время, когда мы сами откажемся от умных пылесосов, голосовых помощников и бортовых компьютеров в автомобилях. Вот помяните мое слово!
Ларри Эллисон, нынче самый богатый человек планеты и владелец крупнейшей корпорации по производству программного обеспечения, продвигает идею создания «цифрового удостоверения личности» для каждого жителя планеты. В огромное досье он планирует собрать информацию о каждом из нас — от средств на банковском счете до вкусовых предпочтений, добавить сообщения из соцсетей, данные из медкарт и прочий интим. А затем продавать все это добро налево и направо.
Думаете, нереально? Скажете: да кому я интересен?! Ну предпочитаю пиво чешское, а колбасу докторскую, и средств на счету кот наплакал. Ну и зачем это все мировой закулисе? Не горячитесь, и такая информация уже имеет ценность. Понадобится — ИИ подсунет рекламу того, что ты предпочитаешь, да еще адресок, куда обратиться за кредитом. И вот ты уже на крючке у маркетологов с финансистами. Помните мультик «Следствие ведут Колобки»? «При звуке флейты теряет волю».
Сейчас специалисты в сфере психологии вовсю употребляют термин «толерантность к контенту». Настоящей воронкой, затягивающей в контентную пучину, стали социальные сети. Система работает так, что выдает пользователям ту информацию, на которую у них есть запрос. Кликнул разок на заметку про здоровую еду — и тебя очень скоро завалят такими же постами, и ты обречен днем и ночью читать про калории и растительный белок. Капля камень точит: критичность падает, пользователь начинает верить в истину туфты — что и требовалось. Вот это и есть «толерантность к контенту».
Обратите внимание, как те же психологи заманивают к себе на лекции или терапию. Сначала обозначается проблема. Вы одиноки? У вас нет друзей? Сложности в отношениях с любимым или любимой? Так вам сюда! И все, наживка сработала. ИИ начнет выдавать информацию исключительно тематическую. Еще через неделю вы дозреете и будете готовы брести к психотерапевту, понурив голову и заранее посыпав ее пеплом.
Эта одна сторона медали. Назовем ее «пользование пользователем». Есть и другая. В соцсетях люди рассказывают о своей жизни, у них появляется аудитория (что уж тут скрывать, следить через замочную скважину за другими присуще человеку, ведь мы существа социальные). Популярный блогер испытывает эйфорию, у него тысячи «друзей», которые комментируют все подряд — от завтрака из половины яйца до шелковых носков, от прически до автомобиля. Аудитория охает и ахает, хвалит и ругает, а главное — завидует! И в какой-то момент блогер начинает жить для этой толпы, а своя жизнь скукоживается, как шагреневая кожа. Ничего личного — только персонаж, некий бренд, глянцевая фигура без цвета и запаха.
Увы, так устроен наш мозг: он при каждом удобном случае рад не напрягаться. Зачем? Ему и так хорошо, комфортно. Глядя на свое отретушированное фото на фоне чужого роскошного авто, человеку приятно поверить, что он и есть владелец этой супертачки. Умер кто-то из не чужих ему людей? Грустный смайлик освобождает от слов, от звонка с соболезнованиями. Я же посочувствовал, все видели...
Мы словно становимся персонажами компьютерной игры. «Цифровая» молодежь считает суицид ненастоящей смертью — «гейм овер». Полежу с закрытыми глазами, оживу, и мы все вместе посмеемся. А между тем смешного мало. Такое ощущение, что человечество пропустило точку возврата. Мои ровесники и люди постарше соскакивают и уходят в цифровое отшельничество. У нас еще есть шанс вернуться к себе, потому что мы помним мир до интернета.
Я сама вышла из соцсетей пару месяцев назад. Тогда просто работа поглотила, а когда свободное время снова появилось, вдруг стало жалко тратить его на привычку постить все подряд, нужное и ненужное. Можно сказать, пережила «цифровую ломку», и теперь даже газету, в которую пишу, читаю... на бумаге, как истинный отшельник.
Чего, кстати, и вам хочу пожелать!
