Главная Культура 00:01 06 Июня 2025 6499
Семен Спивак: Наш театр идет по пути добра

Народный артист России, худрук питерского Молодежного театра на Фонтанке поделился с «Трудом» своими ощущениями в преддверии юбилея

Татьяна Болотовская, Санкт-Петербург
По словам Семена Яковлевича, в нем есть и подросток, и тридцатилетний муж, и отец, и старец, умудренный опытом. Фото Юлии Кудряшовой, предоставлено пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке

На следующей неделе народному артисту России, художественному руководителю Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке Семену Спиваку исполняется 75 лет. Уже 35 лет он руководит этим театром, а значит, все эти годы зрители получают так необходимую всем нам прививку света, надежды и веры в лучшее.

— Семен Яковлевич, поделитесь ощущениями накануне юбилея.

— Старение неизбежно, поэтому какой смысл переживать? В восточных трактатах человек уподобляется реке: он одновременно находится и в ее истоке, и в середине, и в устье, где река впадает в океан. Я с этим образом согласен, потому что во мне есть и подросток, и тридцатилетний муж, и отец, и старец, умудренный опытом. А вообще-то недаром в Библии написано: «Будьте как дети».

— Легко сказать... Как сохранить в себе ребенка?

— Думаю, это передается генетически. Моя мама, сотрудница исполкома, в душе абсолютно не была ребенком. Она была очень строгой, жесткой, могла разбудить меня ночью и спросить: «Почему в дневнике двойка?» А папа был добрый, нежный, наивный. Помню, на третьем курсе у меня была девушка, и мы с ней поссорились. Я приехал на зимние каникулы домой в Черновцы, сильно переживал. И мама наседала: «Что у тебя лицо такое грустное? Какой-то ты закрытый!» А папа подошел и тихо спросил: «Ты влюбился?» Вот и вся разница...

Чтобы играть в театре, нужно быть ребенком в душе. Мальчишка берет машинку и верит, что она сейчас поедет как настоящая. Вот так же и артист, читая пьесу, должен верить в происходящее. Если не верит, выйдет мука для режиссера.

— Для многих молодых людей сегодня сравнение с ребенком сродни оскорблению — отдает неполноценностью.

— Потому что мир стал слишком расчетливый. А общество пытается причесать человека, сломать его. Нынешним молодым труднее стало оставаться самими собой, чем нашему поколению. В моей молодости тоже хватало подводных камней, но она проходила в более спокойное время.

— У вас нет ощущения, что люди в принципе обмельчали?

— Такие выводы звучали в разные эпохи, и всегда находились объяснения. Вот и теперь причин для духовной деградации хватает. Цивилизация, достижениями которой мы так гордимся, увеличение количества гаджетов, это бесконечное вмешательство искусственного интеллекта в человеческую жизнь — все это не может не влиять на личность. Хотя началось все не сегодня. Великие творцы чувствуют перемены намного раньше, чем это происходит в жизни.

Еще Карел Чапек в пьесе «Россумские универсальные роботы» описал учреждение, где молодые люди работают и влюбляются в роботов. Сегодня очень многие перестали чувствовать. Боюсь, есть во всем этом закономерность: чем выше уровень цивилизации, тем ниже по своему духовному развитию становится человек.

Знаете, я верю в конец света. Это не значит, что обязательно разверзнутся небеса и явится огненная колесница. Просто мы станем совсем холодными, равнодушными: я — к вам, вы — ко мне, врач — к пациенту, учитель — к ученикам, ученики — к родителям, родители — к детям. Вот так постепенно все грозит окончательно охладиться и заморозиться.

Был такой замечательный фильм Луиса Бунюэля «Призрак свободы». Он состоит из серии новелл. И одна из них повествует о человеке, который сидит на чердаке с винтовкой и стреляет в прохожих. Почему? Он ненавидит людей. Его ловят, судят и приговаривают к высшей мере: отпускают к людям:

— То есть вы согласны с фразой Жан-Поля Сартра «Ад — это другие»?

— Да. Но и в аду мы пытаемся выжить и не растерять человеческую сущность, достоинство. Театр сегодня разделился на тот, что ориентируется на человека, на лучшее в нем, и на авангардный, где режиссер демонстрирует свои возможности. Стас Намин однажды сказал: «Я занимаюсь только красотой, уродством я не занимаюсь». Сегодня нет «плохого» и «хорошего» театра, но один рассматривает под увеличительным стеклом красоту и интересуется душой, а другой обнажает уродство. Пока что эти направления балансируют, хотя очень многие придерживаются второго. Я за театр, призывающий любить жизнь. А оскорблять, унижать, втаптывать в грязь зрителя — это и есть одно из проявлений ада искусства.

— Но многие художники говорят о важности разоблачения пороков и наводят на них увеличительное стекло искусства.

— Теми, кто пытается создать так называемый новый театр, больше движет желание удивить, обратить на себя внимание. Один на тысячу экспериментаторов действительно делает интересную, значимую постановку. Но, как правило, зрителя хотят загрузить негативом, чтобы он ушел из театра оглушенный: «Ты думал, это плохо? Нет! Будет еще хуже!» Вот что очень часто сегодня слышат люди и со сцены, и с экранов. Запад уже переболел этим — у них маятник идет в обратную сторону, им хочется человечности, доброты, глубины. Мне кажется, провокационным искусством занимаются люди, которые еще не обрели гармонию в душе.

— Михаил Жванецкий говорил: «Надо уметь закрывать скучную книгу, уходить с плохого кино»...

— Правильно! И в театре надо садиться так, чтобы можно было легко покинуть зрительный зал.

— А что вы сейчас репетируете?

— Вуди Аллен дал нам право первой постановки в Санкт-Петербурге пьесы «Бруклинская сказка». Возвращаясь к вопросу о современном театре, хочу сказать, что наша задача — не нанести зрителю травму, а постараться сделать так, чтобы после нашего спектакля ему было легче жить, стало светлее на душе. Вот и в «Бруклинской сказке» хоть главный герой — мафиози, у нас не будет убийств. Мы ставим спектакль не про бандитов, а про людей, про семейные ценности. Понимаете, мир вообще делится на добро и зло. Наш театр идет по пути добра. Когда я читал «Бруклинскую сказку», я много смеялся. А это хороший признак: лучше смеяться, чем плакать. Хотя в жизни невозможно все время смеяться и быть счастливым. Да и не нужно, наверное. Ведь тогда мы перестанем ощущать счастье.

— А вы знаете, что Вуди Аллен — аутист?

— Все художники в той или иной мере аутисты, потому что постоянно вслушиваются в себя. Но у меня, уверен, с Вуди Алленом получился бы разговор. О чем? Ситуация подскажет. Я спонтанный человек.

— Если бы вам предложили поговорить не с человеком искусства, с которым вы на одной волне, а с политиком, чиновником, о чем бы пошла речь?

— О, трудный вопрос. Один чиновник мне всерьез сказал: «Зачем вам новые спектакли? Играйте старые». Вот вам и ответ.

— Прочитала в отзывах: «Ваш театр дает надежду». А люди готовы принять этот свет? Для чего сегодня зритель идет в театр?

— Каждый ищет в театре свое. И у нас есть свой зритель. Я даже могу назвать примерную цифру: 50 тысяч человек. И они приходят к нам, чтобы очиститься. Священник, который освящал здание театра, сказал: «У вас что ни спектакль, то проповедь». Человек идет в театр, чтобы услышать о тех вещах, которые его волнуют.

— Есть ли у вас отдушина?

— Профессор физики Петр Капица однажды заметил: «У каждого человека наступает момент, когда у него остается только работа». Мне кажется, это грустная, но правдивая фраза. Но если все-таки говорить об отдушине, то огромную часть моей жизни составляет йога. Я много лет занимаюсь дыхательными упражнениями. От того, как человек дышит, зависит очень многое. Я занимаюсь по ночам. Мой учитель живет в Мадриде, и когда у меня есть к нему какие-то вопросы, я звоню ему. Раньше часто ездил. Но уже четыре года такой возможности нет.

— Мы же не только воздухом дышим. Есть выражение: «Я не могу без него (нее) дышать.

— Это очень жесткое выражение. Нужно уметь жить одному. Не сотвори себе кумира!

— В нашем сегодняшнем разговоре вы приводите различные афоризмы. Они вам помогают? Есть любимый?

— Есть английская пословица, которая мне много раз помогала: «Беду лучше остановить в начале». Речь идет об общении между людьми.

— Но можно же ошибиться — и пропустить своего человека, может, даже единственного.

— Да. Можно. Но все поправимо. Ну или почти все.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 22927
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

«Все актерское мастерство заключается в количестве штампов», - так мэтр радует новобранцев своего курса. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

21 октября исполняется 80 лет советскому и российскому киноактеру, режиссеру, сценаристу, кинопродюсеру, телеведущему, предпринимателю, блогеру, певцу, Герою Труда Российской Федерации, народному артисту Никите Михалкову. «Замечательная...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Культура 00:15 / 17 Октября 2025 5664
Цензура тут рядом

Почему в прокат не пускают фильмы о любви, сострадании и вечных ценностях?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Киновед и режиссёр Любовь Аркус. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Режиссер, киновед, основатель журнала «Сеанс» и Фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус сообщила в соцсетях, что ее новый фильм не получил прокатного удостоверения. Ранее двухчасовую документальную картину...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5473
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5352
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

Вопрос непростой

Сергей Беднов
Труд
Андрей Кончаловский, возможно, вправе выставить счет к «большевистскому перевороту». Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Создатель сериала по заказу «России» - представитель старинного дворянского рода. И, наверное, вправе предъявить личный счет к «большевистскому перевороту». А еще Кончаловский - из того поколения, что первым публично...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?