Главная Культура 00:01 06 Июня 2025 2624
Семен Спивак: Наш театр идет по пути добра

Народный артист России, худрук питерского Молодежного театра на Фонтанке поделился с «Трудом» своими ощущениями в преддверии юбилея

Татьяна Болотовская, Санкт-Петербург
По словам Семена Яковлевича, в нем есть и подросток, и тридцатилетний муж, и отец, и старец, умудренный опытом. Фото Юлии Кудряшовой, предоставлено пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке

На следующей неделе народному артисту России, художественному руководителю Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке Семену Спиваку исполняется 75 лет. Уже 35 лет он руководит этим театром, а значит, все эти годы зрители получают так необходимую всем нам прививку света, надежды и веры в лучшее.

— Семен Яковлевич, поделитесь ощущениями накануне юбилея.

— Старение неизбежно, поэтому какой смысл переживать? В восточных трактатах человек уподобляется реке: он одновременно находится и в ее истоке, и в середине, и в устье, где река впадает в океан. Я с этим образом согласен, потому что во мне есть и подросток, и тридцатилетний муж, и отец, и старец, умудренный опытом. А вообще-то недаром в Библии написано: «Будьте как дети».

— Легко сказать... Как сохранить в себе ребенка?

— Думаю, это передается генетически. Моя мама, сотрудница исполкома, в душе абсолютно не была ребенком. Она была очень строгой, жесткой, могла разбудить меня ночью и спросить: «Почему в дневнике двойка?» А папа был добрый, нежный, наивный. Помню, на третьем курсе у меня была девушка, и мы с ней поссорились. Я приехал на зимние каникулы домой в Черновцы, сильно переживал. И мама наседала: «Что у тебя лицо такое грустное? Какой-то ты закрытый!» А папа подошел и тихо спросил: «Ты влюбился?» Вот и вся разница...

Чтобы играть в театре, нужно быть ребенком в душе. Мальчишка берет машинку и верит, что она сейчас поедет как настоящая. Вот так же и артист, читая пьесу, должен верить в происходящее. Если не верит, выйдет мука для режиссера.

— Для многих молодых людей сегодня сравнение с ребенком сродни оскорблению — отдает неполноценностью.

— Потому что мир стал слишком расчетливый. А общество пытается причесать человека, сломать его. Нынешним молодым труднее стало оставаться самими собой, чем нашему поколению. В моей молодости тоже хватало подводных камней, но она проходила в более спокойное время.

— У вас нет ощущения, что люди в принципе обмельчали?

— Такие выводы звучали в разные эпохи, и всегда находились объяснения. Вот и теперь причин для духовной деградации хватает. Цивилизация, достижениями которой мы так гордимся, увеличение количества гаджетов, это бесконечное вмешательство искусственного интеллекта в человеческую жизнь — все это не может не влиять на личность. Хотя началось все не сегодня. Великие творцы чувствуют перемены намного раньше, чем это происходит в жизни.

Еще Карел Чапек в пьесе «Россумские универсальные роботы» описал учреждение, где молодые люди работают и влюбляются в роботов. Сегодня очень многие перестали чувствовать. Боюсь, есть во всем этом закономерность: чем выше уровень цивилизации, тем ниже по своему духовному развитию становится человек.

Знаете, я верю в конец света. Это не значит, что обязательно разверзнутся небеса и явится огненная колесница. Просто мы станем совсем холодными, равнодушными: я — к вам, вы — ко мне, врач — к пациенту, учитель — к ученикам, ученики — к родителям, родители — к детям. Вот так постепенно все грозит окончательно охладиться и заморозиться.

Был такой замечательный фильм Луиса Бунюэля «Призрак свободы». Он состоит из серии новелл. И одна из них повествует о человеке, который сидит на чердаке с винтовкой и стреляет в прохожих. Почему? Он ненавидит людей. Его ловят, судят и приговаривают к высшей мере: отпускают к людям:

— То есть вы согласны с фразой Жан-Поля Сартра «Ад — это другие»?

— Да. Но и в аду мы пытаемся выжить и не растерять человеческую сущность, достоинство. Театр сегодня разделился на тот, что ориентируется на человека, на лучшее в нем, и на авангардный, где режиссер демонстрирует свои возможности. Стас Намин однажды сказал: «Я занимаюсь только красотой, уродством я не занимаюсь». Сегодня нет «плохого» и «хорошего» театра, но один рассматривает под увеличительным стеклом красоту и интересуется душой, а другой обнажает уродство. Пока что эти направления балансируют, хотя очень многие придерживаются второго. Я за театр, призывающий любить жизнь. А оскорблять, унижать, втаптывать в грязь зрителя — это и есть одно из проявлений ада искусства.

— Но многие художники говорят о важности разоблачения пороков и наводят на них увеличительное стекло искусства.

— Теми, кто пытается создать так называемый новый театр, больше движет желание удивить, обратить на себя внимание. Один на тысячу экспериментаторов действительно делает интересную, значимую постановку. Но, как правило, зрителя хотят загрузить негативом, чтобы он ушел из театра оглушенный: «Ты думал, это плохо? Нет! Будет еще хуже!» Вот что очень часто сегодня слышат люди и со сцены, и с экранов. Запад уже переболел этим — у них маятник идет в обратную сторону, им хочется человечности, доброты, глубины. Мне кажется, провокационным искусством занимаются люди, которые еще не обрели гармонию в душе.

— Михаил Жванецкий говорил: «Надо уметь закрывать скучную книгу, уходить с плохого кино»...

— Правильно! И в театре надо садиться так, чтобы можно было легко покинуть зрительный зал.

— А что вы сейчас репетируете?

— Вуди Аллен дал нам право первой постановки в Санкт-Петербурге пьесы «Бруклинская сказка». Возвращаясь к вопросу о современном театре, хочу сказать, что наша задача — не нанести зрителю травму, а постараться сделать так, чтобы после нашего спектакля ему было легче жить, стало светлее на душе. Вот и в «Бруклинской сказке» хоть главный герой — мафиози, у нас не будет убийств. Мы ставим спектакль не про бандитов, а про людей, про семейные ценности. Понимаете, мир вообще делится на добро и зло. Наш театр идет по пути добра. Когда я читал «Бруклинскую сказку», я много смеялся. А это хороший признак: лучше смеяться, чем плакать. Хотя в жизни невозможно все время смеяться и быть счастливым. Да и не нужно, наверное. Ведь тогда мы перестанем ощущать счастье.

— А вы знаете, что Вуди Аллен — аутист?

— Все художники в той или иной мере аутисты, потому что постоянно вслушиваются в себя. Но у меня, уверен, с Вуди Алленом получился бы разговор. О чем? Ситуация подскажет. Я спонтанный человек.

— Если бы вам предложили поговорить не с человеком искусства, с которым вы на одной волне, а с политиком, чиновником, о чем бы пошла речь?

— О, трудный вопрос. Один чиновник мне всерьез сказал: «Зачем вам новые спектакли? Играйте старые». Вот вам и ответ.

— Прочитала в отзывах: «Ваш театр дает надежду». А люди готовы принять этот свет? Для чего сегодня зритель идет в театр?

— Каждый ищет в театре свое. И у нас есть свой зритель. Я даже могу назвать примерную цифру: 50 тысяч человек. И они приходят к нам, чтобы очиститься. Священник, который освящал здание театра, сказал: «У вас что ни спектакль, то проповедь». Человек идет в театр, чтобы услышать о тех вещах, которые его волнуют.

— Есть ли у вас отдушина?

— Профессор физики Петр Капица однажды заметил: «У каждого человека наступает момент, когда у него остается только работа». Мне кажется, это грустная, но правдивая фраза. Но если все-таки говорить об отдушине, то огромную часть моей жизни составляет йога. Я много лет занимаюсь дыхательными упражнениями. От того, как человек дышит, зависит очень многое. Я занимаюсь по ночам. Мой учитель живет в Мадриде, и когда у меня есть к нему какие-то вопросы, я звоню ему. Раньше часто ездил. Но уже четыре года такой возможности нет.

— Мы же не только воздухом дышим. Есть выражение: «Я не могу без него (нее) дышать.

— Это очень жесткое выражение. Нужно уметь жить одному. Не сотвори себе кумира!

— В нашем сегодняшнем разговоре вы приводите различные афоризмы. Они вам помогают? Есть любимый?

— Есть английская пословица, которая мне много раз помогала: «Беду лучше остановить в начале». Речь идет об общении между людьми.

— Но можно же ошибиться — и пропустить своего человека, может, даже единственного.

— Да. Можно. Но все поправимо. Ну или почти все.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6169
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4750
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?