
В минувшем году в учебных заведениях появился новый предмет — «Семьеведение». В следующем будут преподавать «Духовно-нравственную культуру России». По поручению свыше началось составление перечня 100 лучших фильмов для школьной программы. Нет сомнения, что люди, на которых возложено это ответственное дело, перекроют вход туда сомнительным в скрепном отношении произведениям. На этом фоне дискуссия вокруг ценностных ориентиров анимационных картин наводит на мысль: сотня «правильных мультфильмов» не за горами.
Hа прошлой неделе митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений на встрече с молодежью вдруг возьми, да и заяви: «Симпсоны» — пример традиционных семейных ценностей, на который стоило бы равняться российским мультикам«.
Ну сказал и сказал. Священнослужители, конечно, не депутаты, но тоже имеют право время от времени изрекать что-то, мягко говоря, ставящее в тупик.
С чем не поспоришь, так это с наличием в старожиле заокеанской анимации семьи — мама, папа, трое детей. Совместные трапезы, поездки, забота друг о друге. Лепота! Но то ли иерарх не понял, то ли не принял во внимание, что «Симпсоны» задумывались как сатира на американское общество со всеми его пресловутыми ценностями. Именно желание следовать им порождает немалое количество нелепых ситуаций. Сериал не учит, а высмеивает, поэтому и не может служить образцом для подражания.
Между прочим, его показ на нашем ТВ не раз пытались запретить. Этого, в частности, требовали все те же народные избранники, заметившие, как дети и родители в этом отнюдь не святом семействе постоянно конфликтуют между собой, а ругаясь, не стесняются в выражениях. Об идеологическом же вреде «Симпсонов» тоже говорилось не раз. Так, недавно глава Духовного управления мусульман Башкортостана Айнур Биргалин высказался о пресловутых пророчествах (пандемии, в частности), которыми прославилось легендарное детище компании Fox за 36 лет своей истории: «Это не предсказания, а целенаправленная работа определенных сил, которые через массовую культуру закладывают определенные смыслы, тестируют реакции общества и подготавливают людей к тем или иным событиям»...
Но вернемся к митрополиту и его речам. Положительный пример «Симпсонов» он противопоставил отечественным мультикам: «А вот в «Смешариках» герои живут поодиночке, без семей. Это разве пример для детей?» Кто-то из слушателей возразил: «А «Маша и Медведь»? Там ведь тоже дружба, забота?» «Маша слишком самостоятельна. Где ее семья? Непонятно, кто ее воспитывает. Это не тот образ, который нам нужен», — парировал отец Евгений.
Где-то он, конечно, прав. Если с подобной установкой анализировать золотой фонд «Союзмультфильма», поневоле впадешь в ступор. Взять, к примеру, всеми любимое «Простоквашино». Там папа постоянно курит трубку при ребенке, а мама одна отдыхает на югах, в то время, когда ее малолетний сын вынужденно ютится в бесхозной недвижимости в обществе кота и собаки. Вот и папаша Малыша в «Карлсоне» тоже постоянно дымит. Он, конечно, швед, но разве наши дети делали скидку на сие обстоятельство?.. Впрочем, так можно докопаться и до того, что в паре кад-ров на полке в доме главного героя «Маши и Медведя» можно заметить бутылку украинской водки «Медовуха» с узнаваемым логотипом.
Грудью на защиту от упреков митрополита встала глава «Союзмультфильма» Юлиана Слащева. «Семья всегда была и остается одной из главных ценностей российской анимации — так было десятилетия назад, так остается и сегодня. Более того, в настоящее время наблюдается устойчивый тренд — большинство новых проектов сосредоточены именно на теме семейных взаимоотношений. Можно с уверенностью сказать, что такие мультсериалы занимают значительную часть современного рынка анимации в России», — разъяснила она.
И в качестве примера привела такие проекты вверенной ей студии, как «Оранжевая корова», «Мартышкины» и «ЛудлВилль». А также предназначенный для подростковой аудитории сериал «Приключения Пети и Волка», где «у главного героя есть родители и дедушка»: Как, и все? Но ведь именно такие — однодетные — ячейки общества и гробят демографический рост.
В любом случае мультики помогают детям и взрослым находить общий язык, уверена Юлиана Юрьевна. Возьмем, скажем, продолжение «Простоквашино». Когда новые серии только начали показывать, малышам они сразу пришлись по душе, а взрослым — страшно не понравились. Но потом студия стала получать массу сообщений с благодарностью именно от родителей: у них, мол, появилась тема для разговора с детьми. О чем были эти разговоры, топ-менеджер, правда, не уточнила, но она уверена, что «мультипликация — это самый доступный и понятный способ познакомить детей с их родителями». Вот тут-то, как говорится, собака и зарыта. Коли речь идет о способе знакомства, разве не должны в его фундаменте находиться те самые ценности, о которых нам талдычат с утра до ночи?!
В заключение напомним, что у нас уже не раз предпринимались попытки запретить как класс аниме. В частности, полгода назад депутат Виталий Милонов рубил сплеча: «Аниме — полная чушь. Это попытка японцев оправдать зверства во время Второй мировой войны. Аниме — искусственная вещь, которая полностью изменила облик кровожадного убийцы-японца. Огромное количество аниме содержит запрещенный порнографический контент».
Словом, как ни крути, но в мультяшном царстве пора наводить порядок!