Главная Культура Афиша 00:12 09 Августа 2024 3875
Вам весточка от Айвазовского

В Русском музее открылась новаторская выставка

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Что общего у шедевра Айвазовского и гигантского смартфона в форме Башни Татлина? Фото предоставлено Русским музеем

Эта выставка может на первый взгляд показаться «неправильной». Всё смешалось в ней: древность с современностью, классика с абстракцией, иконопись со стрит- и сайнс-артом... Странный мир! При этом полный жизни, насыщенный информацией. Она в официальных посланиях, частных письмах, приватных сообщениях. А ещё в шифровках, слухах, все более настойчивых «вылазках» искусственного интеллекта. Разумеется, присутствует и физически, в виде картин. Но также и в пространстве нашей фантазии, этаким сигналом из космоса.

На то она и «Весть». Именно об этом — о проблемах передачи, получения и достоверности информации в её художественной интерпретации — новаторская экспозиция, открытая на минувшей недели в Корпусе Бенуа Русского музея. Представлено около 300 произведений искусства — от живописи, графики, скульптуры разных эпох до цифровых экзерсисов нашего века. Всё — в сочетании обычно несочетаемого.

Ну что может быть, например, общего у полотна Айвазовского «Девятый вал» с чисто прикладным экспонатом из Музея связи? Там — волны, стихия, борьба за жизнь. Здесь — некий аппарат, тоже, впрочем, рождающий волны... Или как сопоставить репинских «Запорожцев, пишущих письмо турецкому султану» — с почтовыми ящиками в жилых домах советских людей? Или, в том же ряду, солдатское «Письмо с фронта» со знаменитой картины народного художника СССР Александра Лактионова...

— Общее у них — информация. Моряк на тонущем корабле подает сигнал бедствия. Свободолюбивые запорожцы предупреждают султана, что не шибко-то он им страшен со своим ультиматумом. А личное письмо солдата — символ добрых вестей для всех, кто ждет их в тревожное время, — объясняет Александр Боровский, главный эксперт по творческим стратегиям музея, завотделом новейших течений и автор идеи этой выставки.

Идея напрашивалась. Не могла не родиться в наш век гаджетов. Ведь информация не только вокруг — она и в нас самих. И всегда была, пусть не в таких масштабах. В самых разнообразных формах, от письмен-шифров до слухов-сплетен. Все это давно — основа произведений искусства.

Вспомним: художник Орест Кипренский, ХIХ век, картина «Читатели газеты в Неаполе». Чисто жанровая на первый взгляд. Ну, газета. Ну, увлеченно читают её, стоя кучкой, молодые люди. А если вглядеться, вникнуть — злободневный контекст! Не так ли и мы сегодня жадно погружаемся в интернет-новости: что, где, когда происходит или должно вот-вот произойти.

Идем дальше — в тот мир, где уже есть радио. И где живописец, график, дизайнер, театральный художник, гениальный зачинатель конструктивизма Владимир Татлин в верхнем движущемся цилиндре своей легендарной башни «Памятник III Интернационалу» мечтал расположить «Радио Коминтерна». Не сложилось. Позже его младший коллега Юрий Аввакумов (автор термина «бумажная архитектура») со товарищи художественно откликнулся на замысел Татлина — «Красной вышкой» (из серии «Временные выставки»).

Своя «вышка» нынче и в Корпусе Бенуа. Она же — громадный смартфон. По «скрученности» сильно напоминающий ту самую Башню Татлина. А может, Вавилонскую — кому как удобней. В остальном все как положено: мигающие иконки, камеры, характерные зуммеры...

Не забыта и поэтика прежних коммуникаций. Ушедшие в прошлое телефонистки и телеграфистки с их многочисленными переключателями. Почти исчезли, в больших наших городах уж точно, письмоносцы, они же почтальоны. А с ними вот-вот пропадут и почтовые ящики. Канули в лету стенгазеты. Уходят — увы, увы! — и собственно газеты. Те, что так привычно нам было, устроившись поудобнее, развернуть (начиная обычно с последних страниц, там культура, спорт) и вчитываться, осмысляя...

Миллионные бумажные тиражи, только успевай печатать... Теперь вместо всего этого — гаджеты. Пальцами по клавишам туда-сюда, быстро, кратко, без абзацев, знаков препинания, главное — донести информацию...

Не забыта организаторами и дезинформация — темная сторона коммуникаций. Тема тоже вечная и всегда интригующая: если есть о чем посудачить, значит найдется и где приврать. Винтажные статуэтки из серии «Сплетницы» Льва Сморгона тут как тут, рядом с сатирическим рисунком Юлия Ганфа и инсталляцией «Злые языки» Ивана Симонова.

В соседнем крыле выставочного пространства — цифра. То, без чего уже сегодня представить нашу жизнь невозможно. А еще больше того, что будет завтра: выставка явно задумана в расчете на все поколения, в том числе молодое.

— В истории музейного дела не было столь крупной, всеобъемлющей по тематике и экспонатам выставки, как нынешняя, — сказала, открывая экспозицию, директор Государственного Русского музея Алла Манилова. — Как не звучала столь определенно сама тема информации в искусстве. «Весть» — очень древнее слово. И очень современное. Весьма метафоричное. Объединяющее все понятия, связанные с передачей информации обществу в целом и конкретным людям в частности. Характеризующее сегодняшний мир с его информационной насыщенностью. И — с его творцами новой живописи, скульптуры, графики.

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 4949
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:05 / 05 Декабря 2025 3692
Любовь и честь Карла Росси

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

В прокат выходит русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке

Евгения Заболотских
Труд
Фото со съемок к/ф «Тропа гнева», kinopoisk.ru

В прокат выходит фильм «Тропа гнева». В главных ролях — Максим Дрозд, Анфиса Черных, Артем Ткаченко и Екатерина Стеблина. Русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке, который готов на все,...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 3099
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

В основе постановки МТЮЗа «Дядя» - знаменитый чеховский «Дядя Ваня»

Анна Чепурнова
Труд
Фото Елены Лапиной предоставлено МТЮЗом

Зачем тревожить вечную классику, пытаясь перенести героев и действие из времени, где они родились и жили, в наш суетный век? Ответ на этот вопрос можно найти на сцене Московского театра юного зрителя, где состоялась...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 2408
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

Разговор с Билли Новиком о музыке и других радостях жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото из открытых источников

25 лет назад в Питере родилась группа Billy’s Band, очень скоро покорившая сердца тех, кто любит импровизацию в музыке и в жизни. Основателю коллектива, автору песен и вокалисту Билли Новику недавно исполнилось...

Афиша 00:01 / 12 Декабря 2025 2162
Себя как в зеркале я вижу...

Русский музей и Эрмитаж представили в своих залах исторические портреты

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Боровиковский В.Л. Портрет Е.А. Нарышкиной. начало 1790-х гг Фото: © Русский музей

Два равно уважаемых петербургских музея — Русский и Эрмитаж — представили в своих залах исторические портреты. Работы великих мастеров прошлого и настоящего из собственных коллекций здесь соседствуют...

Афиша 00:04 / 12 Декабря 2025 2013
Взгляни в лицо обреченных

Эти музейные экспозиции возвращают нас к людям и событиям, происходившим на Сенатской площади

Елена Широян, искусствовед
Труд

Двухсотлетие с момента восстания декабристов, которое считается одним из ключевых событий русской истории, в наших музеях получило довольно аскетичный отклик. В Москве это прежде всего выставка в Государственном музее...

Афиша 00:03 / 12 Декабря 2025 1822
А завтра была война

Вахтанговцы оживили последние предвоенные годы

Любовь Лебедина
Труд
Егор Разливанов, Анна Ляхова. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евг.Вахтангова

В Театре имени Вахтангова впервые поставлен спектакль под названием «Первая любовь последнего года» по роману Юрия Слепухина «Перекресток». На сцене оживает 1941 год, и вчерашние школьники уже...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 1639
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...

Афиша 15:30 / 20 Декабря 2025 199
Мятеж или восстание?

В России уже два века об этом спорят - и ответы зависят от того, какая эпоха на дворе

Ирина Смирнова
Труд

«Перед нами история последнего гвардейского переворота и первого штурма Зимнего» — такими словами директор Эрмитажа Михаил Пиотровский открыл выставку «14 декабря 1825 года», посвященную 200-летию...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?