Главная Экономика 00:01 10 Сентября 2021 9848
Восточное партнерство «Роснефти»

К списку стратегических совместных проектов России и Индии добавилось судостроение

Захар Антонов
Судостроительный комплекс «Звезда» - один из самых масштабных и перспективных промышленных проектов России. Фото: Rosneft, globallookpress.com

Россия и Индия являются многолетними стратегическими партнерами. Сотрудничество активно развивается, чему способствуют совместные проекты во многих отраслях, в том числе в энергетической, космической, алмазной, сельскохозяйственной. На минувшей неделе индийские партнеры посетили один из самых масштабных и перспективных проектов России в области промышленности — судостроительный комплекс «Звезда», который реализуется консорциумом инвесторов во главе с «Роснефтью». Тем самым к большому списку совместных проектов России и Индии добавилась судостроительная отрасль.

В этом году индийскую делегацию, прибывшую в Россию для участия в Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке, возглавил Хардип Сингх Пури — человек, стоящий во главе двух важных министерств: Министерства нефти и природного газа, а также Министерства строительства и городского хозяйства Индии.

В ходе визита во Владивосток Хардип Пури и посетил судостроительный завод «Звезда», где в сопровождении Андрея Шишкина, вице-президента НК «Роснефть» по информации, инновациям и локализации, ознакомился с ходом реализации проекта строительства судоверфи и ее основными объектами.

Хардип Пури при этом стал не первым индийским высокопоставленным гостем судоверфи «Звезда». Еще в 2019 году, также в ходе ВЭФ, «звезду Дальнего Востока» посетил премьер-министр Индии Нарендра Моди. Прибыв на объект вместе с президентом России Владимиром Путиным, он ознакомился с ходом реализации проекта.

Выступая на ВЭФ-2021, Моди вспомнил детали своего визита на «Звезду», вместе с этим объявив о главной новости: «Ваше превосходительство, президент Путин, я помню детальный разговор, который состоялся у нас с вами, когда мы ехали на катере из Владивостока в судостроительную верфь «Звезда». Это было в рамках моего визита в 2019 году. Тогда вы показали мне современные судостроительные мощности верфи «Звезда» и выразили надежду, что когда-нибудь и Индия станет партнером этого замечательного предприятия. Сегодня я очень рад сообщить, что одна из крупнейших судостроительных верфей Индии, Mazagon Dock Limited, станет партнером верфи «Звезда». В рамках этого партнерства будут строиться одни из самых значимых коммерческих судов в мире».

Премьер Индии также напомнил, как в 2019 году заявил о приверженности Индии участвовать в развитии Дальнего Востока России. «Данная политика является очень важной частью нашего особого и привилегированного стратегического партнерства с Россией», — отметил Моди.

Драйвер развития

Одним из основных драйверов развития Дальнего Востока России, несомненно, является судостроительный комплекс «Звезда». Проект создается по поручению президента РФ консорциумом инвесторов во главе с НК «Роснефть». При строительстве верфи применяются принципиально новые технологические решения, которые позволят ей стать одним из самых современных судостроительных производств в мире.

Строительство ССК «Звезда», которое будет полностью завершено в 2024 году, ведется в две очереди. В эксплуатацию введены объекты первой расширенной очереди: блок корпусных производств, окрасочные камеры, открытый тяжелый достроечный стапель с парком уникальных кранов и продвинутой судотранспортной системой, транспортно-передаточный док.

Построенные цеха дали возможность, не дожидаясь окончания работ по строительству второй очереди, приступить к постройке ряда судов, в том числе сложнейших танкеров типа «Афрамакс».

В ходе визита индийская делегация осмотрела танкер «Афрамакс», который был спущен на воду 2 сентября и отбуксирован к достроечной набережной, где будет организован швартовный этап испытаний. Это второе судно серии из 12 крупнотоннажных танкеров дедвейтом 114 тысяч тонн. Головной танкер — «Владимир Мономах» — был передан заказчику еще в декабре 2020 года и уже выполняет регулярные рейсы. Еще 10 будут построены по заказу «Роснефтефлота» (профильное дочернее общество НК «Роснефть»). Сейчас в цехах и на стапеле предприятия ведутся изготовление и сборка шести танкеров этой серии.

«Афрамаксы» являются танкерами нового поколения и предназначены для перевозки нефти в неограниченном районе плавания. Судно спроектировано с соблюдением высоких стандартов экологической безопасности. Главная и вспомогательная энергетические установки могут работать как на традиционном, так и на экологически чистом топливе — сжиженном природном газе, что соответствует новым мировым экологическим стандартам. Поэтому часто танкеры «Афрамакс» называют «зелеными».

Танкер «Афрамакс» построен на тяжелом открытом достроечном стапеле. Это сложнейшее гидротехническое сооружение — один из самых больших стапелей в мире и крупнейший в России. Его площадь составляет 12 гектаров, ширина — 230 метров, длина — 485 метров. В состав стапеля входят три стапельные дорожки с уникальной самоходной судотранспортной системой.

Самый мощный передаточный причал позволяет производить перегрузку со стапеля на транспортный передаточный док судов и других тяжелых грузов весом до 40 тысяч тонн. Эту нагрузку держат 1,5 тысячи свай.

Стапель оснащен современным крановым оборудованием, состоящим из семи кранов, в том числе уникальным краном «Голиаф» — одним из крупнейших в мире, высотой 139 метров и грузоподъемностью 1,2 тысячи тонн. Аналогов «Голиафу» в России нет. Для сравнения: максимальная грузоподъемность кранов, работающих на других российских верфях, — всего 500 тонн.

Транспортно-передаточный док «Вымпел» — важнейший элемент верфи. Он обеспечивает спуск со стапеля на воду крупнотоннажных судов длиной 300 метров, шириной более 50 метров и спусковой массой до 40 тысяч тонн. Плавучий док является безопорным и позволяет осуществлять продольную накатку судов с трех разных стапельных линий верфи и поперечную накатку офшорных объектов. С помощью «Вымпела» на воду уже были спущены первый танкер «Афрамакс» и многофункциональное судно снабжения «Катерина Великая».

Первое многофункциональное судно снабжения усиленного ледового класса Icebreaker7 «Катерина Великая» было спущено на воду в декабре 2020 года. Это головное судно в серии из четырех судов для НК «Роснефть». Суда снабжения спроектированы для неограниченного района плавания, в том числе в экстремально холодных водах. Участие в его закладке на стапеле принимал Владимир Путин. Параллельно на верфи ведутся работы на трех других судах серии.

Другое знаковое судно, строительство которого ведется на ССК «Звезда» с июля 2020 года, — атомный ледокол «Лидер». Флагманскому ледоколу присвоено имя «Россия». Это судно является символом мощи страны и умения отвечать на самые сложные вызовы. Его ключевая задача — обеспечить круглогодичную проводку коммерческого флота по Северному морскому пути. Судно станет самым мощным атомоходом в истории мирового судостроения.

«Звезда» была выбрана единственным исполнителем для строительства атомного ледокола. Техническое сопровождение строительства и авторский надзор за строительством проводит ЦКБ «Айсберг». Ледокол «Россия» будет оснащен двумя атомными реакторами типа РИТМ-400, четырьмя турбинами и четырьмя гребными электродвигателями. Суммарная мощность энергоустановок ледокола составит 120 МВт, что позволит судну преодолевать льды толщиной более 4 метров со скоростью 2 узла. При толщине льда 2 метра скорость ледокола составит до 12 узлов.

Атомоход будет способен прокладывать канал шириной около 50 метров, что обеспечит возможность экономически эффективной круглогодичной навигации крупнотоннажных транспортных судов (от 50 тысяч тонн), а также газовозов класса Arc7 шириной корпуса 50 метров по Северному морскому пути.

Для обеспечения потребностей ССК «Звезда» был создан завод винторулевых колонок (ВРК) «Сапфир». Это совместное предприятие НК «Роснефть» и General Electric. Завод позволяет производить электрические винторулевые колонки высокого ледового класса мощностью до 15 МВт. Винторулевые колонки являются ключевым звеном судовой электроэнергетической системы. Разработанная конструкция ВРК обеспечивает высокие ледовые и маневренные качества морских судов в период навигации по Северному морскому пути и рассчитана на эксплуатацию в тяжелых ледовых условиях.

В настоящее время технологией производства ВРК владеют только две мировые компании, одна из которых «Роснефть».

Вторая очередь

Ввод в эксплуатацию второй очереди расширит возможности верфи и позволит ССК «Звезда» строить суда и морскую технику без каких-либо ограничений. В состав второй очереди входят: крупнейший в России сухой док и дополнительные производственные цеха полного цикла для строительства крупнотоннажных судов и морской техники.

Уникальным сооружением «Звезды» является сухой док, который был построен со значительным опережением сроков и готов ко вводу в эксплуатацию. Технические параметры сухого дока позволят осуществлять строительство большинства типов существующих и перспективных судов практически без ограничения тоннажа и спускового веса корпусов. С размерами 485×114×14 метров док является единственным подобным в России и одним из крупнейших в мире гидротехнических сооружений. В доке смогут одновременно поместиться два исполинских ледокола проекта «Лидер».

На площадке сухого дока судоверфи «Звезда» установлены восемь портальных кранов грузоподъемностью 60 тонн и 70 тонн. На сухом доке установлено уникальное насосное оборудование. Четыре насосные установки мощностью 4800 кВт способны откачать около 600 тысяч куб. метров морской воды в рекордно короткие сроки — не более чем за восемь часов.

В апреле 2020 года успешно завершена транспортная операция по доставке на судоверфь уникального оборудования — батопорта (водонепроницаемый затвор). Батопорт — плавучая конструкция длиной 114 метров и высотой 12 метров — доставлен морским путем на палубе 180-метрового транспортного судна полупогружного типа. Верхняя палуба батопорта оборудована проезжей частью. В июле судостроительный комплекс «Звезда» впервые в современной истории России провел операцию по установке батопорта.

Сотрудничество с индийскими компаниями

«Роснефть» и индийские компании являются многолетними партнерами, развивая интегральный формат сотрудничества в энергетической сфере — от добычи до нефтепереработки и реализации нефтепродуктов. Среди совместных проектов в России — добычные проекты «Ванкорнефть», «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» и «Сахалин-1». «Роснефть» также поставляет в Индию углеводороды и является акционером индийской компании Nayara Energy.

«Эти проекты позволили нам стать лидерами инвестиционного сотрудничества России и Индии. Объем взаимных инвестиций в проекты с участием «Роснефти» и индийских партнеров превышает 17 млрд долларов. Это больше половины общего объема накопленных российско-индийских инвестиций к текущему моменту», — заявил глава «Роснефти» Игорь Сечин на встрече с Хардипом Пури, состоявшейся 1 сентября. В ходе встречи обсуждались вопросы реализации совместных проектов, развития сотрудничества в области нефте- и газодобычи, нефтепереработки и нефтехимии, реализации углеводородов.

С 2016 года индийским компаниям (ONGC Videsh Ltd., Oil India Limited, Indian Oil Corporation и Bharat Petroresources) принадлежит 49,9% дочернего общества АО «Ванкорнефть». Эта компания, расположенная в Красноярском крае, ведет разработку Ванкорского нефтегазоконденсатного месторождения — крупнейшего из открытых и введенных в эксплуатацию в России за последние 25 лет.

Также консорциуму индийских компаний (Oil India Limited, Indian Oil Corporation и Bharat Petroresources) принадлежит 29,9% в компании «Таас-Юрях Нефтегазодобыча», которая владеет лицензиями на участки Центрального блока Среднеботуобинского месторождения и Курунгский лицензионный участок (другими акционерами являются «Роснефть» и ВР).

С 2001 года индийская компания ONGC Videsh Ltd. входит в состав участников проекта «Сахалин-1» (другими акционерами являются «Роснефть», ExxonMobil и японская Sodeco). В 2020 году в рамках проекта было добыто 12,4 млн тонн нефти и конденсата, потребителям поставлено более 2,4 млрд куб. метров газа.

«Роснефти» принадлежит доля в 49,13% в индийской компании Nayara Energy, в состав которой входят первоклассные активы, в том числе НПЗ в городе Вадинар мощностью 20 млн тонн в год. Завод является вторым по величине в Индии и одним из самых технологически развитых в мире. В состав бизнеса Nayara Energy также входит глубоководный порт, который может принимать сверхбольшие танкеры класса VLCC и одна из крупнейших в Индии розничных сетей, насчитывающая уже около 6,2 тысячи АЗС.

Дискуссия на тему, вынесенную в заголовок, тянется с момента принятия Конституции РФ, объявившей нашу страну социальным государством

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вот так делаются деньги... Фото: Сергей Лантюхов/news.ru, globallookpress.com

А в последнее время спор обострился в связи с предлагаемыми сверху новациями. Но для начала нужно разобраться, насколько текущая ситуация соответствует статье 7 Основного закона, где сказано: «Российская Федерация —...

Незамеченным осталось знаковое событие: власти отвергли призыв сохранить потомкам заповедник национального и европейского масштаба

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вообще-то власти Москвы обещали заповедник не застраивать. Но - было бы сказано. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Госдума отклонила законопроект, направленный на предотвращение застройки национального парка «Лосиный остров» в Москве. Для этого предлагалось вернуть полномочия по охране территории на федеральный уровень (Москве...

Экономить готовы две трети соотечественников. Остается выяснить, на чем именно

Евгений Акатов
Труд
Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

Как свидетельствует опрос ВЦИОМа, 69% наших граждан готовы экономить, чувствуя ответственность за страну. Остается выяснить, на чем именно россияне будут экономить. Как сообщается, в сентябре люди стали вдвое меньше тратить в магазинах,...

Экономика 00:19 / 07 Ноября 2025 5498
Чем пахнет алчность

В Выборгском районе Петербурга случился эпичный прорыв канализационного коллектора. Так что чем она пахнет, жители смогли ощутить сполна

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото из открытых источников

Почти две недели внимание жителей Петербурга, жилищно-коммунальных и спасательных служб было приковано к эпичному прорыву канализационного коллектора в Выборгском районе. Там между домами № 18 по улице Харченко...

Экономика 00:11 / 24 Октября 2025 4825
Обман на перегоне

Российские покупатели рискуют стать жертвами липовых перегонщиков подержанных машин

Артем Скворцов
Труд
Подзабытое с 1990-х годов ремесло перегонщика обрела вторую молодость. Фото: Michael Szönyi/imagebroker.com, globallookpress.com

В сентябре в Россию ввезли свыше 48 тысяч подержанных иномарок. Больше покупали только в начале 90-х, когда были обнулены таможенные сборы и к нам хлынул поток автомашин, которые «у них» подлежали...

Как остановить исход людей из провинциальных поселений

Александр Киденис
Труд
В России множатся города-«призраки». Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Малые города в нашей стране стремительно теряют жителей: между переписями 2010 и 2021 годов они опустели на 6,5%, что составляет более миллиона жителей. Гендиректор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов...

Финский политик Арманд Мема напомнил о том, что Европа финансирует боевые действия против нее

Фото: Юрий Конопатов/news.ru, globallookpress.com

Россия может потребовать у Европейского союза компенсацию за военный конфликт на Украине. Такое мнение высказал член финской национально-консервативной партии «Альянс свободы» Арманд Мема. «Россия может также потребовать у...

Секретарь Совбеза РФ напомнил о планах почти столетней давности по строительству на Ангаре каскада ГЭС

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Секретарь Совета безопасности России Сергей Шойгу заявил о необходимости «сибиризации» России. об этом сообщает издание «Ведомости». «Сейчас выделяем средства для того, чтобы скомпоновать их в единый центр и…...

Речь идёт об угрозе для схемы «репарационного кредита»

Фото: Niklas Graeber/dpa, globallookpress.com

Спонсирование Украины без использования замороженных в Европе активов России станет «тяжким финансовым бременем» для бюджетов стран – членов Европейского союза. Об этом сообщает телеканал Euronews. Как выяснили журналисты,...

Минфинан Белоруссии предложил ввести ставку подоходного налога в 40%

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Shatokhina Natalia, globallookpress.com

Министерство финансов Белоруссии предложило ввести новую ставку подоходного налога в 40% для доходов свыше 600 тысяч белорусских рублей в год (что составляет около 16,4 млн российских рублей). Об этом сообщил министр Юрий Селиверстов,...

Вадим Титов стал руководителем управления по стратегическому партнерству и сотрудничеству 

Вадим Титов. Фото: © Rosatom, globallookpress.com

Вадим Титов, генеральный директор компании «Росатом – Международная сеть», возглавил новое управление президента по стратегическому партнерству и сотрудничеству, созданное в августе этого года. Об этом в пятницу, 24 октября...

Чиновникам грозят штрафы на сумму до 10 тысяч рублей, организациям – вчетверо больше

Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В России с 1 ноября вступает в силу закон о введении штрафов за срыв подготовки к отопительному сезону. Об этом сообщил в своём Telegram-канале председатель Государственной думы Вячеслав Володин. В частности, если выявленные при подготовке...

По данным риелторов, в России стабильно растет спрос даже не на малогабаритное – на микрогабаритное жилье

Александр Киденис
Труд
Поговорка «в тесноте, да не в обиде» появилась не от хорошей жизни. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Нынешней осенью в Москве самым маленьким жильем, выставленным на торги, были апартаменты площадью 8 кв. метров в районе Отрадное. Эта клетка с жилой площадью 4,5 «квадрата» и санузлом оценивалась в 2,5...

Внезапно выяснилось, что отечественных производителей одежды на маркетплейсах днем с огнем не найдешь. А каких найдешь? А угадайте с трех раз

Ирина Хмара, Максим Башкеев
Труд
Большинство наших «производителей» просто ввозит свой товар и лепит этикетки «Сделано в России». Фото: Артем Соболев/news.ru, globallookpress.com

Сколько нам в последнее время рассказывали про импортозамещение и успехи отечественных производителей! Но вот инспекторы системы маркировки «Честный знак» и Роспотребнадзора провели совместную проверку и обнаружили...

Ограничат ли прибыли торговых сетей

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Суть законопроекта — в преодолении монополизма крупных торговых сетей. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В Госдуму поступили поправки в закон о торговле, которые касаются не только этой отрасли, но и всей экономики России и граждан — всех и каждого. Скачки цен и наценки торговых сетей были...

Это должно сделать пользование отелями более простым и удобным для граждан 

Фото: © Sergey Elagin, globallookpress.com

Россиянам для заселения в гостиницы, помимо обычных паспортов, разрешили также использовать загранпаспорта и водительские удостоверения. Об этом в субботу, 1 ноября сообщает пресс-служба российского правительства. «При заселении в гостиницу...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?