Уважаемые пользователи! Сообщаем вам, что сайт подвергся DDoS-атаке из-за рубежа. Возможны сбои в работе.
Главная Экономика 00:01 10 Сентября 2021 9078
Восточное партнерство «Роснефти»

К списку стратегических совместных проектов России и Индии добавилось судостроение

Захар Антонов
Судостроительный комплекс «Звезда» - один из самых масштабных и перспективных промышленных проектов России. Фото: Rosneft, globallookpress.com

Россия и Индия являются многолетними стратегическими партнерами. Сотрудничество активно развивается, чему способствуют совместные проекты во многих отраслях, в том числе в энергетической, космической, алмазной, сельскохозяйственной. На минувшей неделе индийские партнеры посетили один из самых масштабных и перспективных проектов России в области промышленности — судостроительный комплекс «Звезда», который реализуется консорциумом инвесторов во главе с «Роснефтью». Тем самым к большому списку совместных проектов России и Индии добавилась судостроительная отрасль.

В этом году индийскую делегацию, прибывшую в Россию для участия в Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке, возглавил Хардип Сингх Пури — человек, стоящий во главе двух важных министерств: Министерства нефти и природного газа, а также Министерства строительства и городского хозяйства Индии.

В ходе визита во Владивосток Хардип Пури и посетил судостроительный завод «Звезда», где в сопровождении Андрея Шишкина, вице-президента НК «Роснефть» по информации, инновациям и локализации, ознакомился с ходом реализации проекта строительства судоверфи и ее основными объектами.

Хардип Пури при этом стал не первым индийским высокопоставленным гостем судоверфи «Звезда». Еще в 2019 году, также в ходе ВЭФ, «звезду Дальнего Востока» посетил премьер-министр Индии Нарендра Моди. Прибыв на объект вместе с президентом России Владимиром Путиным, он ознакомился с ходом реализации проекта.

Выступая на ВЭФ-2021, Моди вспомнил детали своего визита на «Звезду», вместе с этим объявив о главной новости: «Ваше превосходительство, президент Путин, я помню детальный разговор, который состоялся у нас с вами, когда мы ехали на катере из Владивостока в судостроительную верфь «Звезда». Это было в рамках моего визита в 2019 году. Тогда вы показали мне современные судостроительные мощности верфи «Звезда» и выразили надежду, что когда-нибудь и Индия станет партнером этого замечательного предприятия. Сегодня я очень рад сообщить, что одна из крупнейших судостроительных верфей Индии, Mazagon Dock Limited, станет партнером верфи «Звезда». В рамках этого партнерства будут строиться одни из самых значимых коммерческих судов в мире».

Премьер Индии также напомнил, как в 2019 году заявил о приверженности Индии участвовать в развитии Дальнего Востока России. «Данная политика является очень важной частью нашего особого и привилегированного стратегического партнерства с Россией», — отметил Моди.

Драйвер развития

Одним из основных драйверов развития Дальнего Востока России, несомненно, является судостроительный комплекс «Звезда». Проект создается по поручению президента РФ консорциумом инвесторов во главе с НК «Роснефть». При строительстве верфи применяются принципиально новые технологические решения, которые позволят ей стать одним из самых современных судостроительных производств в мире.

Строительство ССК «Звезда», которое будет полностью завершено в 2024 году, ведется в две очереди. В эксплуатацию введены объекты первой расширенной очереди: блок корпусных производств, окрасочные камеры, открытый тяжелый достроечный стапель с парком уникальных кранов и продвинутой судотранспортной системой, транспортно-передаточный док.

Построенные цеха дали возможность, не дожидаясь окончания работ по строительству второй очереди, приступить к постройке ряда судов, в том числе сложнейших танкеров типа «Афрамакс».

В ходе визита индийская делегация осмотрела танкер «Афрамакс», который был спущен на воду 2 сентября и отбуксирован к достроечной набережной, где будет организован швартовный этап испытаний. Это второе судно серии из 12 крупнотоннажных танкеров дедвейтом 114 тысяч тонн. Головной танкер — «Владимир Мономах» — был передан заказчику еще в декабре 2020 года и уже выполняет регулярные рейсы. Еще 10 будут построены по заказу «Роснефтефлота» (профильное дочернее общество НК «Роснефть»). Сейчас в цехах и на стапеле предприятия ведутся изготовление и сборка шести танкеров этой серии.

«Афрамаксы» являются танкерами нового поколения и предназначены для перевозки нефти в неограниченном районе плавания. Судно спроектировано с соблюдением высоких стандартов экологической безопасности. Главная и вспомогательная энергетические установки могут работать как на традиционном, так и на экологически чистом топливе — сжиженном природном газе, что соответствует новым мировым экологическим стандартам. Поэтому часто танкеры «Афрамакс» называют «зелеными».

Танкер «Афрамакс» построен на тяжелом открытом достроечном стапеле. Это сложнейшее гидротехническое сооружение — один из самых больших стапелей в мире и крупнейший в России. Его площадь составляет 12 гектаров, ширина — 230 метров, длина — 485 метров. В состав стапеля входят три стапельные дорожки с уникальной самоходной судотранспортной системой.

Самый мощный передаточный причал позволяет производить перегрузку со стапеля на транспортный передаточный док судов и других тяжелых грузов весом до 40 тысяч тонн. Эту нагрузку держат 1,5 тысячи свай.

Стапель оснащен современным крановым оборудованием, состоящим из семи кранов, в том числе уникальным краном «Голиаф» — одним из крупнейших в мире, высотой 139 метров и грузоподъемностью 1,2 тысячи тонн. Аналогов «Голиафу» в России нет. Для сравнения: максимальная грузоподъемность кранов, работающих на других российских верфях, — всего 500 тонн.

Транспортно-передаточный док «Вымпел» — важнейший элемент верфи. Он обеспечивает спуск со стапеля на воду крупнотоннажных судов длиной 300 метров, шириной более 50 метров и спусковой массой до 40 тысяч тонн. Плавучий док является безопорным и позволяет осуществлять продольную накатку судов с трех разных стапельных линий верфи и поперечную накатку офшорных объектов. С помощью «Вымпела» на воду уже были спущены первый танкер «Афрамакс» и многофункциональное судно снабжения «Катерина Великая».

Первое многофункциональное судно снабжения усиленного ледового класса Icebreaker7 «Катерина Великая» было спущено на воду в декабре 2020 года. Это головное судно в серии из четырех судов для НК «Роснефть». Суда снабжения спроектированы для неограниченного района плавания, в том числе в экстремально холодных водах. Участие в его закладке на стапеле принимал Владимир Путин. Параллельно на верфи ведутся работы на трех других судах серии.

Другое знаковое судно, строительство которого ведется на ССК «Звезда» с июля 2020 года, — атомный ледокол «Лидер». Флагманскому ледоколу присвоено имя «Россия». Это судно является символом мощи страны и умения отвечать на самые сложные вызовы. Его ключевая задача — обеспечить круглогодичную проводку коммерческого флота по Северному морскому пути. Судно станет самым мощным атомоходом в истории мирового судостроения.

«Звезда» была выбрана единственным исполнителем для строительства атомного ледокола. Техническое сопровождение строительства и авторский надзор за строительством проводит ЦКБ «Айсберг». Ледокол «Россия» будет оснащен двумя атомными реакторами типа РИТМ-400, четырьмя турбинами и четырьмя гребными электродвигателями. Суммарная мощность энергоустановок ледокола составит 120 МВт, что позволит судну преодолевать льды толщиной более 4 метров со скоростью 2 узла. При толщине льда 2 метра скорость ледокола составит до 12 узлов.

Атомоход будет способен прокладывать канал шириной около 50 метров, что обеспечит возможность экономически эффективной круглогодичной навигации крупнотоннажных транспортных судов (от 50 тысяч тонн), а также газовозов класса Arc7 шириной корпуса 50 метров по Северному морскому пути.

Для обеспечения потребностей ССК «Звезда» был создан завод винторулевых колонок (ВРК) «Сапфир». Это совместное предприятие НК «Роснефть» и General Electric. Завод позволяет производить электрические винторулевые колонки высокого ледового класса мощностью до 15 МВт. Винторулевые колонки являются ключевым звеном судовой электроэнергетической системы. Разработанная конструкция ВРК обеспечивает высокие ледовые и маневренные качества морских судов в период навигации по Северному морскому пути и рассчитана на эксплуатацию в тяжелых ледовых условиях.

В настоящее время технологией производства ВРК владеют только две мировые компании, одна из которых «Роснефть».

Вторая очередь

Ввод в эксплуатацию второй очереди расширит возможности верфи и позволит ССК «Звезда» строить суда и морскую технику без каких-либо ограничений. В состав второй очереди входят: крупнейший в России сухой док и дополнительные производственные цеха полного цикла для строительства крупнотоннажных судов и морской техники.

Уникальным сооружением «Звезды» является сухой док, который был построен со значительным опережением сроков и готов ко вводу в эксплуатацию. Технические параметры сухого дока позволят осуществлять строительство большинства типов существующих и перспективных судов практически без ограничения тоннажа и спускового веса корпусов. С размерами 485×114×14 метров док является единственным подобным в России и одним из крупнейших в мире гидротехнических сооружений. В доке смогут одновременно поместиться два исполинских ледокола проекта «Лидер».

На площадке сухого дока судоверфи «Звезда» установлены восемь портальных кранов грузоподъемностью 60 тонн и 70 тонн. На сухом доке установлено уникальное насосное оборудование. Четыре насосные установки мощностью 4800 кВт способны откачать около 600 тысяч куб. метров морской воды в рекордно короткие сроки — не более чем за восемь часов.

В апреле 2020 года успешно завершена транспортная операция по доставке на судоверфь уникального оборудования — батопорта (водонепроницаемый затвор). Батопорт — плавучая конструкция длиной 114 метров и высотой 12 метров — доставлен морским путем на палубе 180-метрового транспортного судна полупогружного типа. Верхняя палуба батопорта оборудована проезжей частью. В июле судостроительный комплекс «Звезда» впервые в современной истории России провел операцию по установке батопорта.

Сотрудничество с индийскими компаниями

«Роснефть» и индийские компании являются многолетними партнерами, развивая интегральный формат сотрудничества в энергетической сфере — от добычи до нефтепереработки и реализации нефтепродуктов. Среди совместных проектов в России — добычные проекты «Ванкорнефть», «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» и «Сахалин-1». «Роснефть» также поставляет в Индию углеводороды и является акционером индийской компании Nayara Energy.

«Эти проекты позволили нам стать лидерами инвестиционного сотрудничества России и Индии. Объем взаимных инвестиций в проекты с участием «Роснефти» и индийских партнеров превышает 17 млрд долларов. Это больше половины общего объема накопленных российско-индийских инвестиций к текущему моменту», — заявил глава «Роснефти» Игорь Сечин на встрече с Хардипом Пури, состоявшейся 1 сентября. В ходе встречи обсуждались вопросы реализации совместных проектов, развития сотрудничества в области нефте- и газодобычи, нефтепереработки и нефтехимии, реализации углеводородов.

С 2016 года индийским компаниям (ONGC Videsh Ltd., Oil India Limited, Indian Oil Corporation и Bharat Petroresources) принадлежит 49,9% дочернего общества АО «Ванкорнефть». Эта компания, расположенная в Красноярском крае, ведет разработку Ванкорского нефтегазоконденсатного месторождения — крупнейшего из открытых и введенных в эксплуатацию в России за последние 25 лет.

Также консорциуму индийских компаний (Oil India Limited, Indian Oil Corporation и Bharat Petroresources) принадлежит 29,9% в компании «Таас-Юрях Нефтегазодобыча», которая владеет лицензиями на участки Центрального блока Среднеботуобинского месторождения и Курунгский лицензионный участок (другими акционерами являются «Роснефть» и ВР).

С 2001 года индийская компания ONGC Videsh Ltd. входит в состав участников проекта «Сахалин-1» (другими акционерами являются «Роснефть», ExxonMobil и японская Sodeco). В 2020 году в рамках проекта было добыто 12,4 млн тонн нефти и конденсата, потребителям поставлено более 2,4 млрд куб. метров газа.

«Роснефти» принадлежит доля в 49,13% в индийской компании Nayara Energy, в состав которой входят первоклассные активы, в том числе НПЗ в городе Вадинар мощностью 20 млн тонн в год. Завод является вторым по величине в Индии и одним из самых технологически развитых в мире. В состав бизнеса Nayara Energy также входит глубоководный порт, который может принимать сверхбольшие танкеры класса VLCC и одна из крупнейших в Индии розничных сетей, насчитывающая уже около 6,2 тысячи АЗС.

Комментарии для сайта Cackle

На восстановление нормальной жизни в Донецком регионе уйдет не один год. Во что это обойдется нашей стране?

Александр Киденис
Труд
Восстанавливать Мариуполь будут сразу три субъекта РФ. Фото: V Ictor/Синьхуа, globallookpress.com

Главы более 30 российских регионов официально заявили, что возьмут шефство над разными городами и районами Донбасса по аналогии с моделью, которая применялась после возвращения Крыма. Вот некоторые подробности. Власти ДНР...

Уровень рождаемости в стране сползает к новым минимумам. Чего не хватает для демографического бума?

Ирина Хмара
Труд
А вот чиновники решили проблему рождаемости. Они просто вычеркнули этот показатель из демографического проекта. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Несмотря на призывы рожать, регулярно звучащие с высоких трибун, и меры поддержки семей с детьми, Россия продолжает сползать в демографическую пропасть. В апреле в стране был зафиксирован исторический минимум...

Уже появилась новая сторублевка, утверждена концепция обновленных тысячных и пятитысячных купюр

Алекс Зверев
Труд
Уже с момента выпуска новые деньги стали дороже вчерашних старых. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Ну вот и дождались: в четверг, 30 июня, российский Центробанк объявил о выпуске в обращение новых сторублевок — с усиленной защитой против подделки, какая уже имеется на купюрах в 200 и 2000 рублей....

Хотите не хотите, а культура жертвенного самоограничения снова в моде

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
До коллективных омовений под одним душем европейские политики пока не додумались. Но все впереди. Фото: Frank Hammerschmidt/dpa, globallookpress.com

Люди заново учатся крохоборничать (к обычной экономии это отношения не имеет) во всем — от электричества до воды в унитазе. Россиян это ощущение конечности всех жизненно важных ресурсов пока не настигло,...

«Чтобы на ушедшие компании приходили российские, все необходимое надо делать», - сообщил премьер Михаил Мишустин

Труд
Фото: пресс-служба Государственной думы, globallookpress.com

Владимир Путин, президент РФ — Конечная цель — это освобождение Донбасса и создание условий, которые бы гарантировали безопасность самой России. Михаил Мишустин, премьер РФ — Чтобы на ушедшие...

Что стоит за тотальным подорожанием всего и вся?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
После начала российской спецоперации на Украине рекордсменом по удорожанию стала капуста. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

За три месяца после начала военной спецоперации на Украине и обвала рубля в ее начале рекордсменом по удорожанию стала капуста. Не в том смысле, в каком некоторые привыкли называть деньги, а в самом...

Экономика 00:20 / 24 Июня 2022 9002
Уютно - и точка

Почему заменить шведскую компанию будет не так-то легко?

Ирина Хмара
Труд
Похоже, чиновничье «жалко у пчелки» граждане не разделяют. Фото: Vlad Karkov/Keystone Press Agency, Синьхуа

ИКЕА все-таки уходит — на прошлой неделе эта новость затмила даже открытие Петербургского экономического форума и стала для многих ударом под дых. «А я так и не успел купить кухню (кровать, гардероб,...

… или Нам все параллельно

Алекс Зверев
Труд
Одной из первых «запараллелилась» компания «Связной». Фото: Алексей Бычков, globallookpress.com

В Россию начался массовый завоз зарубежной электроники через «параллельный импорт». Народ с опаской, но покупает гаджеты. А куда денешься? Компания «Связной» среди первых объявила о начале «параллельного»...

В развязанной Западом экономической войне случился знаковый эпизод, который может выйти боком многим российским чиновникам и депутатам или хотя бы лишить их сна

Василий Соболев
Труд
В столице Баварии Мюнхене конфискованы три частные квартиры. Фото: Maria Breuer/imagebroker.com, globallookpress.com

Немецкая полиция впервые конфисковала недвижимость гражданина России на основании того, что он внесен в санкционные списки Евросоюза. На этой неделе немецкое издание NTV со ссылкой на прокурора Мюнхена сообщило,...

Доходы застройщиков выросли в шесть раз за последние три года. Не в последнюю очередь за счет субсидирования бюджетом льготной ипотеки

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Прибыли строителей растут так же бодро, как и штампуемые ими «человейники». Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Малозаметное, но знаковое событие: на заседании президиума Госсовета, которое провел президент Владимир Путин, чиновники публично заспорили о судьбе льготной ипотеки и обездоленности строительного комплекса. Это бои не местного...

Министр природных ресурсов Камчатского края Алексей Кумарьков возвестил, что не желает их у себя видеть

Александр Киденис
Труд
Любоваться этими красотами люди со скромным достатком недостойны, уверены чиновники. Фото: Андрей Нечаев/Russian Look, globallookpress.com

Камчатский министр природных ресурсов Алексей Кумарьков на прошлой неделе оскорбил в интернете полстраны, сообщив, что категорически не желает видеть «нищебродов» в краю вулканов, гейзеров и прочих чудес...

Разговор советского лидера с наркомом финансов Арсением Зверевым, состоявшийся в 1943 году, привел к небывалым последствиям

Евгений ГУСЛЯРОВ, писатель
Труд
СССР был союзником Запада ровно до тех пор, пока советский вождь в 1944 году не отказался подписать Бреттон-Вудское соглашение. Фото: globallookpress.com

В конце декабря 1943 года состоялся примечательный разговор между Арсением Зверевым, наркомом финансов, и Сталиным. «Сталин трижды оговорил требование соблюдать абсолютную секретность... Он редко повторял сказанное им....

Автомобильная отрасль встала там, где сразу после подписания контракта с инвесторами про локализацию забыли

Александр Киденис
Труд
Падение выпуска легковых автомобилей в России составило 96,7%. Фото: пресс-служба Минпромторга, globallookpress.com

Если для одних отраслей западные санкции оборачиваются мелкими неприятностями, то для других — натуральной катастрофой. Сравните сами. Падение промышленного производства в 2022 году составит «всего» 6%, предсказывает...

На фоне ухода иностранных компаний наши сограждане голосуют за возрождение советских брендов

Евгений Акатов
Труд
Фото: Виктор Лисицын, globallookpress.com

Опросы показывают: наши сограждане голосуют за возрождение советских брендов на фоне ухода иностранных компаний. Речь об автомобилях «Москвич», «Победа», «Волга», «Запорожец» и даже...

А оно нам надо? Пусть мерзнут

Георгий Настенко
Труд
Фото: Stefan Sauer/dpa, globallookpress.com

Читатели немецкого издания Die Welt потребовали запустить «Северный поток — 2». «Речь идет о нашей экономической и социальной безопасности», — возмущены немцы. Президент Путин тем временем...

Способ помочь нуждающимся – фудшеринг: раздача магазинами населению непроданных продуктов питания

Максим Башкеев
Труд
В конце концов те продукты отправляются на свалку, где становятся добычей крыс и ворон. Фото: Steffen Schellhorn/www.imago-images.de, globallookpress.com

Миллионы наших сограждан сегодня нуждаются в адресной помощи. Один из вариантов — фудшеринг, то есть разрешение магазинам делиться с населением непроданными продуктами. В конце концов те продукты отправляются...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?