Уважаемые пользователи! Сообщаем вам, что сайт подвергся DDoS-атаке из-за рубежа. Возможны сбои в работе.
Главная Культура 12:20 13 Августа 2018 3986
Кому на Руси петь хорошо

Летний проект компании New Opera World дал шанс тем артистам, которым его не хватало

Сергей Бирюков
Андрей Меркульев (Грязной) и Маргарита Долгоненкова (Марфа) после спектакля «Царская невеста». Фото автора

В третий раз прошла в Москве Летняя оперно-симфоническая лаборатория, организованная компанией New Opera World. Снобы могут высокомерно улыбнуться: разве можно за четыре каникулярные недели с девятью десятками певцов в основном из региональных коллективов, со столь же лоскутным оркестром из 40 по преимуществу крайне молодых людей, качественно поставить два полнометражных оперных спектакля?

А я замечу: при всех неизбежных шероховатостях в каждом из этих спектаклей интенданту любого из ведущих мировых театров было бы к кому присмотреться и прислушаться. А для громадного большинства самих участников это была ПЕРВАЯ возможность выступить в оперной продукции в настоящем театре, с симфоническим коллективом под руководством опытного маэстро.

Не хочу, однако, впадать в умильный тон. В обеих постановках очень даже есть к чему придраться. Начиная с режиссерских решений Андрея Цветкова-Толбина в «Кармен» и Полины Бертен в «Царской невесте». Точнее, с того, что я НИЧЕГО не могу о них сказать: из-за своеобразной рассадки зала Камерного музыкального театра имени Покровского… простите, Камерной сцены Большого театра (поглощение произошло нынешним летом) их могли видеть только зрители двух первых рядов разделенного на северную и южную «трибуны» партера. Хотя в самом внедрении сцены в центр зрительного зала есть рациональное зерно, так теснее эмоциональный контакт аудитории и исполнителей. Но тогда надо было расположить публику амфитеатром, чтобы мы видели не только затылки впереди сидящих зрителей.

Впрочем (поклонники режоперы, пропустите эти строки), большинство опероманов ходит в театр не столько ради эффектных разводок, сколько из-за красивой музыки и ярких исполнителей. Поэтому больше, чем недостатки визуальной стороны, заставили поморщиться ученически-замедленные темпы быстрых эпизодов – например, обеих увертюр, в которых дирижеры, как понимаю, просто опасались развивать настоящую скорость, дабы не привести свой наспех сколоченный корабль к крушению. Притом что к самим маэстро у меня нет претензий. Особенно это касается француза Адриена Перрюшона, который вел «Кармен» с настоящим вдохновением и, насколько мог, заражал своей погруженностью в музыку остальных исполнителей. Ну а в квинтете контрабандистов счел своих подопечных достаточно разогретыми, чтобы достичь наконец и настоящего престо.

Наш Айрат Кашаев внешне похолоднее, но его сильная сторона – значительный опыт, приобретенный в Театре имени Покровского. Чувствовалось, что с ним работать исполнителям «Царской невесты» очень надежно.

И вот они, эти исполнители, стали для меня главным открытием. Разумеется, не все. Хотя бы потому, что каждую из опер я прослушал лишь однажды, а подготовлено было по три почти не пересекающихся состава, и спектаклей, таким образом, прошло шесть. И внутри составов были люди разного уровня. Но те, кто обратил на себя внимание, мне кажется, достойны его в высокой степени.

Начать с Кармен – Полины Гараевой: насыщенное, очень подвижное меццо-сопрано, неожиданное в этой «нордической» блондинке, властно захватывает слух иберийской страстностью. Отличный баритон (чуть-чуть бы еще добавить мощности) – у Максима Сударева (Эскамильо). Яркий, «пробойный» тенор у Алексея Михайлова (Хозе), хотя очевидно нужна еще серьезная шлифовка.

А какой сложный характер лепит своим многокрасочным, экспрессивным баритоном Андрей Меркульев в роли Грязного! Как трогательна и вокально отточена партия Марфы у Маргариты Долгоненковой! Как необычен в своем «бардовском» имидже обладатель сочного баса Артем Борисенко…

И все они – интересные личности со своими историями, иначе не были бы такими привлекательными сценическими актерами. Вот, например, Ариадна Гусева – у нее не самая большая в «Царской невесте» роль Сабуровой, но есть исполнители, само присутствие которых на сцене помогает организовать ансамбль, они словно второй дирижер – и вот такова эта певица со столь символическим «путеводным» именем. А ведь она «всего лишь» солистка Магнитогорской государственной академической хоровой капеллы – правда, с большим опытом исполнения самых сложных ораториальных произведений, вплоть до реквиемов Моцарта и Верди. Но театральная практика минимальна – в ее городе оперы нет. А инстинкт сцены очевидный. Сопрано – великолепное. Неужели ею не заинтересуются в оперных театрах Челябинска, Екатеринбурга, да и Москвы с Петербургом тоже?

В отличие от Ариадны, Андрей Меркульев еще даже не окончил Новосибирскую консерваторию, но уже пел спектакли «Любовный напиток», «Паяцы». А вот до главной мужской роли в «Царской невесте» добрался впервые благодаря проекту New Opera World. Артем Борисенко «Царскую невесту» исполнял в ГИТИСе, и вообще у него за душой уже много собственных задумок, но и ему в эти дни выпало свое «впервые» – дебют в спектакле на настоящей театральной сцене.

Это «впервые» могут про себя сказать практически все участники проекта. И Маргарита Долгоненкова, у которой в Саратовской консерватории не было НИ ОДНОГО полнометражного спектакля – там разучивали только отдельные сцены и исключительно под рояль (оркестр создали буквально только что, когда Рита уже выпустилась из вуза и работает в родном Ульяновске педагогом музыкальной школы). И удачливая вроде бы Гараева, которой диплом Центра Вишневской дал возможность петь в Румынии, Норвегии, Италии, но почему-то в России одаренной певицей по-настоящему не заинтересовались. И живущий уже пятый год в Австрии выпускник Моцартеума, бас Святослав Беседин – приглашенный солист Венской оперы, соскучившийся по русскому репертуару и русским коллегам, получивший наконец шанс исполнить роль, о которой мечтал – Малюты Скуратова.

Особенно почему-то зацепили две судьбы. Одна – Михаила Григорьева, хоть и досталась ему в «Кармен» отнюдь не главная роль – капитана Цуниги. Михаил – воспитанник Гнесинской академии. А работает в… театре «Ленком». Артистом хора. В оперные театры стучался, но не везло, и уже почти махнул рукой. В проект New Opera World обратился, ни на что особенно не рассчитывая. Но блеснул таким роскошным баритоном, что, думаю, спектакль бы только выиграл, если б Михаилу поручили не Цунигу, а одну из главных партий – Эскамильо. Еще один подаренный шанс, еще одна, возможно, спасенная артистическая карьера…

И – не улыбайтесь – из памяти не уходит восторженное лицо миниатюрной женщины с неожиданно зычным и задорным голосом, исполнительницы совсем крохотной роли. У нее всего пара фраз – но она явно тоже из породы «маленьких дирижеров сцены». Екатерина Калинина по основной профессии вовсе не музыкант, а бухгалтер, но музыка, пение в коллективе с чудесным названием «Хоро сапиенс», который разъезжает по подмосковным церквам, составляет смысл ее жизни. Безмерно рада даже самым маленьким ролям в любительских постановках «Кармен», «Свадьбы Фигаро», «Пиковой дамы», «Евгения Онегина»…

Тут дирекции Большого театра, может, и не к чему особенно приглядываться, но без таких людей опера тоже не живет – просто потому, что нуждается в тех, кто ее любит беззаветно и самозабвенно.

Вот этим, по-моему, и хорош проект, задуманный три года назад певицей и продюсером Анной Селивановой. Нам показывают настоящую панораму оперного фанатизма в России, от столиц до далекого Ханты-Мансийска (Эскамильо-Сударев оттуда), от прим до скромных хористов. И становится понятно, откуда нынешнее «засилие» русских голосов на мировой оперной сцене. Наша страна (банальное и тем более неопровержимое наблюдение) неистощимо богата талантами. Остается только сделать так, чтобы им и в ней самой было хорошо.

Комментарии для сайта Cackle
Культура 00:15 / 08 Апреля 2022 15394
Битва при Урганте

Скандал с «отпуском» телеведущего, начавшийся после его отъезда в Израиль, не прекращается даже теперь, когда он вернулся в Россию

Сергей Беднов
Труд
Ситуация с Иваном Андреевичем вышла чуть ли не на государственный уровень. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Другие-то известные личности, умотавшие за кордон после объявления спецоперации, конечно, получили свой ушат общественного презрения, но через неделю про них забыли. А вот ситуация с Иваном Андреевичем, напротив, вышла чуть ли...

Работа с ним была именинами сердца, рассказала актриса

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото Сергея Иванова

Она выросла на «Мосфильме», где пропадала целыми днями вместе с родителями-кинематографистами. Уже в восемь лет маленькая Света появилась на экране в фильме «Близнецы», а в 1949 году...

На Первом канале завершился показ сериала «Никто не узнает»

Сергей Беднов
Труд
Главную роль сыграла Евгения Брик, которую жюри назвало лучшей актрисой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Сериал «Никто не узнает», премьерный показ которого завершился на Первом канале, снимался три года назад. Еще не было не то что войны, но даже ковида. И это позволяет говорить о нем, не мучаясь...

Культура 00:01 / 15 Апреля 2022 13780
Календарь: 15 апреля

В этот день в 1949 году родилась Алла Борисовна Пугачева

Труд
Фото: Генриетта Перьян/Russian Look, globallookpress.com

1452 Родился Леонардо да Винчи, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, ярчайший пример «универсального человека». 1765 Скончался Михаил Ломоносов, первый русский ученый-естествоиспытатель мирового...

Культура 00:06 / 08 Апреля 2022 13658
Россия без Нетребко?

Легендарной оперной певице достался ярлык «предательницы»

Мария БАБАЛОВА, музыкальный критик
Труд
Артистку зачислили в «неправильные». Фото: www.imago-images.de, globallookpress.com

Новосибирский театр оперы и балета оказался на днях в топе новостей благодаря не яркой премьере, а решению отменить запланированное на июнь выступление на своей сцене Анны Нетребко. Так в здешнем оперном...

Оба молоды, энергичны, оба - популярные комические артисты. Следовательно?..

Сергей Беднов
Труд
Фото: Анатолий Ломохов, пресс-служба Владимира Зеленского/globallookpress.com

Помните, года четыре назад народ активно поддержал петицию с требованием убрать Пугачеву и ее окружение из «Огоньков»? Достали за тридцать-то лет! И вот чаяния подписантов сбываются. Ни Аллу Борисовну,...

Культура 00:22 / 15 Апреля 2022 13509
Kinorex стирает границы

Как и зачем возник этот молодежный фестиваль киномузыки?

Анна Чепурнова
Труд
Если в прошлом году фестиваль был всероссийским, то сейчас сделался международным

С 17 по 23 апреля в Москве пройдет второй молодежный фестиваль Kinorex. Как и зачем он возник? Известно: кино без музыки не существовало, даже немые ленты демонстрировались под аккомпанемент тапера. А уж потом...

Старая песня, звучавшая в эпоху Карибского кризиса, обретает вторую жизнь

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
Труд
YouTube заблокировал страницу с записью песни Евгения Евтушенко и Эдуарда Колмановского. Фото: Юрий Пилипенко/Russian Look, globallookpress.com

Нет, надо же! Мало им на Западе отмен исполнения музыки Чайковского и Мусоргского, спектаклей по Чехову и Коляде, вычеркивания из афиш выступлений Анны Нетребко, Валерия Гергиева, Дениса Мацуева... Теперь «зачисткой...

Культура 23:01 / 16 Апреля 2022 12673
Игры патриотов

Том Хэнкс продюсирует сериал «Властелины воздуха» об американских летчиках Второй мировой войны

Труд
Фото: Europa Press/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Знаменитый Том Хэнкс, хорошо знакомый нам по «Форресту Гампу», «Изгою» и другим культовым фильмам, заключил многолетний контракт с компанией Apple об эксклюзивном сотрудничестве. Уже сейчас актер работает...

Владимир Мирзоев поставил спектакль «Эзоп» по пьесе бразильского драматурга Гильерме Фигейредо «Лиса и виноград»

Анна Чепурнова
Труд
По словам режиссера, спектакль об Эзопе он ставил как басню, суть которой в том, что «каждый человек созрел для свободы». Фото: Екатерина Цветкова, globallookpress.com

Во времена всеобщих запретов люди искусства часто обращаются к так называемому эзоповому языку — к иносказаниям. Режиссер Владимир Мирзоев в РАМТе поставил спектакль «Эзоп» по пьесе бразильского...

Культура 00:17 / 08 Апреля 2022 11460
Мания слияния

«Мостсовет», «Сферитаж», кто следующий? Объединение московских театров набирает обороты

Виктория Пешкова
Труд
Все началось прошлой осенью со слияния двух «Таганок». Фото: Moscow-Live.ru

Театральное сообщество не успевает уворачиваться от увесистых новостей. Столичный департамент культуры с новой силой принялся объединять театральные труппы, и не просто абы как, а «успешных с неуспешными»....

В Литмузее открылась выставка о великом поэте и его единомышленнике Владимире Дале

Виктория Рогозинская
Труд
Этот перстень, который был на руке Пушкина, его супруга передала Владимиру Ивановичу по наказу умиравшего мужа

Александр Сергеевич и Владимир Иванович почти ровесники, сыновья одной эпохи. Их многое объединяло во взглядах на мир, для обоих делом жизни стало рыцарское служение «живому великорусскому языку». Один оставил...

Реалити-шоу же дают возможность узнать людям о себе такое, о чем они даже не подозревали

Труд
Съемочная площадка самого известного и самого скандального в России реалити-шоу «Дом-2»

Издание Psychology Today опубликовало статью известного специалиста Тейхоу Смит, в которой та описала механизм возникновения зависимости от реалити и предложила способ извлечь из нее пользу. По словам психолога,...

Искусство для детей должно нести витамины добра и радости, считает известный актер и режиссер

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Пять фильмов для маленьких зрителей вывели Александра Галибина в первые ряды мастеров детского кино. Фото из личного архива артиста

На экраны страны вышла комедия «Моя ужасная сестра» в постановке народного артиста России Александра Галибина. Это уже четвертый детский фильм, который известный актер снял в качестве кинорежиссера. А на подходе...

В канун Дня Победы на экраны вышли два новых достойных фильма о войне

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «1941. Крылья над Берлином» с сайта kinopoisk.ru

Запомните эти названия: «Первый Оскар» и «1941. Крылья над Берлином». Поставили фильмы режиссеры Сергей Мокрицкий и Константин Буслов, уже работавшие ранее с военной темой. Первый несколько лет назад снял...

Культура 00:18 / 08 Апреля 2022 9043
Тициан под арестом

На финской таможне арестовали более 200 картин великих мастеров из коллекций российских музеев

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Тициано Вечеллио. «Даная» (1554 г.). Фото: Russian Look/globallookpress.com

Более 200 картин великих мастеров из коллекций Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ имени Пушкина и других российских музеев арестованы на финской таможне. Они следовали домой из Италии, куда были отправлены осенью прошлого...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?