Главная Экономика 00:20 13 Октября 2023 4514
Самолет не летает - и становится «золотым»

Что не так в нашей авиастроительной отрасли?

Анатолий Журин
За несколько лет «лайнер русской мечты» МС-21 подорожал почти вдвое. Фото: UAC, globallookpress.com

«Труд» уже не раз писал, в каких муках российский авиапром уже четверть века ищет замену легендарному кукурузнику Ан-2. Кажется, вот-вот дело сдвинется с мертвой точки, но время идет, а наследник у самолета-работяги на аэродромах так и не появился. Новые российские крылатые машины существуют в проектах, причем по мере продвижения их к реальному производству имеют обыкновение стремительно дорожать.

В начале октября этот казус случился и с самолетом ЛМС-901 «Байкал», который давно готовится к выпуску на Уральском заводе гражданской авиации. Производитель сообщил, что с 2021 года стоимость самолета выросла на треть и сегодня составляет 178 млн рублей. Причем это цена в базовой комплектации, за дополнительные опции покупателям придется заплатить еще 117 млн.

Новые легкомоторные самолеты давно ждут в медвежьих уголках Сибири, Севера и Дальнего Востока, где на огромных территориях отсутствуют железные и даже надежные автомобильные дороги. Основным заказчиком новой крылатой машины стала единая дальневосточная «Аврора», доля которой принадлежит «Аэрофлоту» и правительству Сахалинской области. И как теперь прикажете им быть? Мало того что авиастроители постоянно вводят в заблуждение со сроками выпуска самолета, так еще и непомерно задирают цену, пробивая брешь в и без того скудном бюджете авиаперевозчиков.

Помнится, в начале текущего года президент на повышенных тонах призывал вице-премьера Дениса Мантурова перестать «валять дурака» и сформировать пакет заказов для авиазаводов. А теперь, получается, тем самым заказчикам надо или залезать в долги, или поднимать цены на авиабилеты.

Эта история вызывает целый ряд вопросов к российской авиационной индустрии, чьи руководители регулярно отчитываются об успехах в импортозамещении, и к членам правительства. Можно, конечно, бесконечно ссылаться на внешние политические и экономические факторы, дружно бранить инфляцию, объясняя увеличение стоимости долгожданных самолетов. Говорить о сложностях производства и логистики, о нехватке необходимых комплектующих деталей, современных станков и квалифицированной рабочей силы. Но кому легче от всех этих объяснений? В былые времена, на которые сегодня так любят ссылаться политики, наши отцы и деды выгружали станки на сибирскую и уральскую землю — и через считаные месяцы с них требовали готовые Ил-2. И тех, кто не справился, не журили в телевизоре...

Нынешнее увеличение цены на российские легкие самолеты «Байкал» на 48% за короткое время вызывает закономерные вопросы и требует подробного изучения. Ответы могут не только повлиять на текущие проблемы, но и сказаться на развитии всей нашей гражданской авиации. А ведь, судя по многочисленным речам, у нас другого пути нет, не так ли?

Как заметил один из наших авторитетных экспертов, такие истории будут повторяться, пока важнейшая для страны авиационная отрасль остается в ведении структуры под названием Минпромторг. Это многопрофильное ведомство никак не разберется, что для него главнее — создавать товар стратегического назначения или «наваривать» на нем прибыль. Такого вопроса не существует для «эффективных менеджеров», им тут все ясно, а специалистов в области авиации никто и не спрашивает.

«Если подойти к реальному обновлению парка авиатехники, — пишет наш читатель, — то надо признать необходимость создания комитета или министерства авиационной промышленности. Этим должны заниматься профессионалы — производственники и авиаторы, не понаслышке знающие, что такое взлет и посадка в тяжелых условиях и как нуждаются в неприхотливом крылатом транспорте миллионы россиян, которым выпало жить и работать далеко от Москвы. А нынешний Минпромторг — уже ясно всем! — больше напоминает министерство торговли».

Сегодня производство новых гражданских самолетов чиновниками отдано на откуп не имеющих необходимого опыта фирм. Так, суперджетом занялось ОКБ Сухого (боевые самолеты), «Байкалом» — УЗГА (ремонтный завод, впервые вообще взявшийся за авиастроение). Чем занимаются сегодня ильюшинцы, туполевцы, создававшие десятки лет гордость отечественного авиастроения, приходится лишь догадываться. Но это уже другая история, которую все эти годы стараются забыть...

Остается добавить, что и кукурузник Ан-2 вовсе необязательно списывать в утиль. Сегодня его модернизацией занимается новосибирский «Русавиапром» с участием НИИ авиации имени Чаплыгина. Эксперты считают, что при заинтересованном участии Минпромторга самолет ТВС-2МС можно быстро довести до ума, снабдить отечественным бензиновым двигателем и поставить на сборочный конвейер. И стоить он будет порядка 15 млн рублей. Но, видимо, такой вариант никому не интересен...

И тут снова приходится возвращаться к разговорам, идущим с начала нынешнего века. Сколько раз на самом высоком уровне звучали заверения: вот-вот взлетит «лайнер русской мечты», среднемагистральный самолет МС-21, призванный заменить уходящий в историю труженик Ту-154, а заодно и потеснить в нашем небе зарубежные А-320 и «Боинг-737». Громогласно заявлялось о планах вывести новый лайнер на воздушные трассы в 2015 году. Тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о госгарантиях на инвестиционный проект, были открыты кредитные линии ОАО «Корпорация «Иркут», общая стоимость инвестпроекта составляла почти 4 млрд долларов. Прошли годы, мы все время слышим все то же: «вот-вот». А лайнер не летает. Сначала чиновники Минпромторга делали ставку на кооперацию с «Боингом» и «Эйрбасом», а после объявления санкций Запада им пришлось искать другие пути. Что, в свою очередь, требует очередных вливаний из госбюджета. Может, это и есть главная цель — привлекать все новое и новое финансирование из государственной казны?

В середине нулевых, напомним, первоначальная стоимость МС-21 составляла 16-24 млн долларов в зависимости от модели и комплектации, что тогда было существенно ниже, чем у конкурентов. А в начале нынешнего года эта цифра подросла почти вдвое. Очень даже в духе времени!

Слово эксперту

Юрий Сытник, заслуженный пилот РФ

— Остановить рост цен на авиатехнику и, кстати, на последующую ее эксплуатацию в состоянии только регулятор отрасли. До каких пор он будет мириться с огромным числом посредников, наваривающих свою маржу на продаже оборудования, деталей, запчастей, авиакеросина?

В России продолжают падать продажи легковых автомобилей, а строители заявляют о стагнации на рынке жилья. Граждане откладывают деньги в кубышку

Алекс Зверев
Труд
При этом, по данным Росстата, доходы россиян растут как на дрожжах. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Агентство «Автостат» сообщило о падении авторынка: в мае в стране было продано лишь 94 023 новые машины — против 99 408 продаж апреля. Одновременно вице-премьер Марат Хуснуллин заявил о начинающейся...

С марта оно дорожает в розничной продаже, а с июня ценники подросли и в барах

Алекс Зверев
Труд
Пивовары кивают на выросшие акцизы. Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В России на радость любителям яичницы вдруг начали дешеветь куриные яйца, особенно в магазинах эконом-класса. Продавцы объясняют сей факт избытком товара и хорошими поставщиками. Зато с марта в розничной продаже дорожает пиво, а с июня ценники...

Ежегодно в России из одного региона в другой переезжают около 4 млн человек, и цифра эта постоянно увеличивается

Максим Башкеев
Труд
Каждый второй россиянин хотя бы раз в жизни переезжал с вещами из города в город или из региона в регион. Иллюстрация Александры Кодак

Кто-то снимается с насиженных мест ради работы, кто-то в силу семейных обстоятельств, кто-то из-за учебы. Немало переселенцев меняют постоянное место жительства из-за климата, причем едут как с севера на юг, так и в обратном...

В Молдавии мороз – в России недовоз

Алекс Зверев
Труд
В апреле На Молдавию обрушились внеплановые сильные заморозки, побив урожай. Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

В Молдавии беда: Ассоциация экспортных производителей «Молдова Фрукт» сообщила о потере большей части нынешнего урожая после двух волн сильных заморозков в апреле и града в конце мая. По предварительным...

В России побит рекорд по числу банкротов. Очевидно, что люди не «вывозят» кредиты

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Мы пожинаем идеологию общества потребления, когда иметь стало важнее, чем быть. Фото: Chromorange/Bilderbox, globallookpress.com

В прошлом году рекордное число наших граждан признали себя банкротами — 431,9 тысячи человек, по данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве. 2025-й, вероятно, будет еще богаче на банкротства. Очевидно,...

Пока Африка не допускает депопуляции гомо сапиенс, из-за чего население планеты таки растет, цивилизованный мир не желает размножаться

Надежда Гужева
Труд
Фото: FLPA/Wayne Hutchinson, globallookpress.com

Нобелевский лауреат Клаудия Голдин в своем недавнем исследовании «Младенцы и макроэкономика» нашла как минимум еще две причины, отчего это происходит. И, если следовать ее утверждениям, все, что предпринималось в России...

Помимо смерти и налогов, в жизни россиян неизбежно повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги

Александр Киденис
Труд
Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Бенджамин Франклин, один из отцов-основателей США, однажды сказал: «В жизни неизбежны две вещи — смерть и налоги». Сегодня у россиян появилась и третья: коммунальные платежи с их неизбежным...

У россиян появился новый крупный поставщик вина – Белоруссия

Алекс Зверев
Труд
Фото: Chromorange/Bilderbox, globallookpress.com

По данным алкогольной компании Luding Group, в первом квартале 2025 года продажи белорусского игристого в российской рознице выросли более чем в 21 раз! Не подумайте плохого: это только спирт можно гнать из бульбы,...

Все решения по ключевой ставке будут приниматься в зависимости от скорости и устойчивости снижения инфляции

Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Совет директоров Банка России принял решение снизить ключевую ставку на до 20% годовых. Об этом сообщила пресс-служба регулятора. «Текущее инфляционное давление, в том числе устойчивое, продолжает снижаться. Притом что внутренний спрос...

Как не нарваться на подделку, если каждый десятый товар в России - фальсификат

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
В России подделывают даже бутилированную воду. Фото: Ralph Kerpa/imagebroker.com, globallookpress.com

Такие данные приводятся в докладе Института государственного и муниципального управления Высшей школы экономики. Эксперты ВШЭ отмечают, что уход зарубежных брендов, расширение параллельного импорта и дефицит прозрачных механизмов...

Как отметила глава Центробанка, они растут выше инфляции

Фото: Илья Московец/Ura.ru, globallookpress.com

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что обеспокоена ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) выше инфляции. Об этом сообщает ТАСС. «Действительно, тарифы на жилищно-коммунальные услуги растут выше инфляции,...

Судя по всему, поставщики китаемобилей в Россию слегка просчитались

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
На российском рынке - хаос из 130 китайских автобрендов и 800 моделей. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Высокая ключевая ставка, убивающая потребительские кредиты, высокие цены на автомобили, на которые давит еще и выросший до небес утильсбор, привели к падению продаж и затовариванию рынка. Лучше держать деньги на банковском...

С 1 июля повышены тарифы ЖКХ. Граждане, не падайте в обморок, все идет по плану…

Александр Киденис
Труд
ЖКХ - это бездонная бочка и черная дыра в одном, так сказать, флаконе. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Похоже, коммунальные бунты не за горами. Ростов-на-Дону подал пример: в воскресенье, 29 июня, здесь объявили областную акцию протеста против повышения тарифов на услуги ЖКХ и прошли митинги под лозунгом «Нет...

Талибы больше не террористы: можно с ними торговать, но нужно ли дружить?

Олег Шевцов
Труд
Фото: topntp26/Freepik/a>

Вопрос не зряшный. Движение «Талибан», которое долгое время считалось источником террористической угрозы для соседей, теперь де-юре легализовано в России. Путь к восстановлению сотрудничества с этой важной страной...

«У нас сейчас похолодание экономики, но за похолоданием всегда приходит лето», - сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов

Труд
Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Владимир Путин, президент России — Нам все равно, кто ведет переговоры, даже если это действующий глава режима. Но точка, подпись должна стоять легитимных властей. Антон Силуанов, министр финансов РФ — У нас...

Как отметил президент России, речь идет об открытом грабеже

Фото: пул Кремля, globallookpress.com

Запад постоянно говорит о намерении фактически украсть замороженные за рубежом российские активы. Об этом, как передает РИА Новости, заявил президент РФ Владимир Путин. «Кстати говоря, как все мы хорошо знаем, это не секрет, значительный...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?