Главная Экономика 00:20 13 Октября 2023 4641
Самолет не летает - и становится «золотым»

Что не так в нашей авиастроительной отрасли?

Анатолий Журин
За несколько лет «лайнер русской мечты» МС-21 подорожал почти вдвое. Фото: UAC, globallookpress.com

«Труд» уже не раз писал, в каких муках российский авиапром уже четверть века ищет замену легендарному кукурузнику Ан-2. Кажется, вот-вот дело сдвинется с мертвой точки, но время идет, а наследник у самолета-работяги на аэродромах так и не появился. Новые российские крылатые машины существуют в проектах, причем по мере продвижения их к реальному производству имеют обыкновение стремительно дорожать.

В начале октября этот казус случился и с самолетом ЛМС-901 «Байкал», который давно готовится к выпуску на Уральском заводе гражданской авиации. Производитель сообщил, что с 2021 года стоимость самолета выросла на треть и сегодня составляет 178 млн рублей. Причем это цена в базовой комплектации, за дополнительные опции покупателям придется заплатить еще 117 млн.

Новые легкомоторные самолеты давно ждут в медвежьих уголках Сибири, Севера и Дальнего Востока, где на огромных территориях отсутствуют железные и даже надежные автомобильные дороги. Основным заказчиком новой крылатой машины стала единая дальневосточная «Аврора», доля которой принадлежит «Аэрофлоту» и правительству Сахалинской области. И как теперь прикажете им быть? Мало того что авиастроители постоянно вводят в заблуждение со сроками выпуска самолета, так еще и непомерно задирают цену, пробивая брешь в и без того скудном бюджете авиаперевозчиков.

Помнится, в начале текущего года президент на повышенных тонах призывал вице-премьера Дениса Мантурова перестать «валять дурака» и сформировать пакет заказов для авиазаводов. А теперь, получается, тем самым заказчикам надо или залезать в долги, или поднимать цены на авиабилеты.

Эта история вызывает целый ряд вопросов к российской авиационной индустрии, чьи руководители регулярно отчитываются об успехах в импортозамещении, и к членам правительства. Можно, конечно, бесконечно ссылаться на внешние политические и экономические факторы, дружно бранить инфляцию, объясняя увеличение стоимости долгожданных самолетов. Говорить о сложностях производства и логистики, о нехватке необходимых комплектующих деталей, современных станков и квалифицированной рабочей силы. Но кому легче от всех этих объяснений? В былые времена, на которые сегодня так любят ссылаться политики, наши отцы и деды выгружали станки на сибирскую и уральскую землю — и через считаные месяцы с них требовали готовые Ил-2. И тех, кто не справился, не журили в телевизоре...

Нынешнее увеличение цены на российские легкие самолеты «Байкал» на 48% за короткое время вызывает закономерные вопросы и требует подробного изучения. Ответы могут не только повлиять на текущие проблемы, но и сказаться на развитии всей нашей гражданской авиации. А ведь, судя по многочисленным речам, у нас другого пути нет, не так ли?

Как заметил один из наших авторитетных экспертов, такие истории будут повторяться, пока важнейшая для страны авиационная отрасль остается в ведении структуры под названием Минпромторг. Это многопрофильное ведомство никак не разберется, что для него главнее — создавать товар стратегического назначения или «наваривать» на нем прибыль. Такого вопроса не существует для «эффективных менеджеров», им тут все ясно, а специалистов в области авиации никто и не спрашивает.

«Если подойти к реальному обновлению парка авиатехники, — пишет наш читатель, — то надо признать необходимость создания комитета или министерства авиационной промышленности. Этим должны заниматься профессионалы — производственники и авиаторы, не понаслышке знающие, что такое взлет и посадка в тяжелых условиях и как нуждаются в неприхотливом крылатом транспорте миллионы россиян, которым выпало жить и работать далеко от Москвы. А нынешний Минпромторг — уже ясно всем! — больше напоминает министерство торговли».

Сегодня производство новых гражданских самолетов чиновниками отдано на откуп не имеющих необходимого опыта фирм. Так, суперджетом занялось ОКБ Сухого (боевые самолеты), «Байкалом» — УЗГА (ремонтный завод, впервые вообще взявшийся за авиастроение). Чем занимаются сегодня ильюшинцы, туполевцы, создававшие десятки лет гордость отечественного авиастроения, приходится лишь догадываться. Но это уже другая история, которую все эти годы стараются забыть...

Остается добавить, что и кукурузник Ан-2 вовсе необязательно списывать в утиль. Сегодня его модернизацией занимается новосибирский «Русавиапром» с участием НИИ авиации имени Чаплыгина. Эксперты считают, что при заинтересованном участии Минпромторга самолет ТВС-2МС можно быстро довести до ума, снабдить отечественным бензиновым двигателем и поставить на сборочный конвейер. И стоить он будет порядка 15 млн рублей. Но, видимо, такой вариант никому не интересен...

И тут снова приходится возвращаться к разговорам, идущим с начала нынешнего века. Сколько раз на самом высоком уровне звучали заверения: вот-вот взлетит «лайнер русской мечты», среднемагистральный самолет МС-21, призванный заменить уходящий в историю труженик Ту-154, а заодно и потеснить в нашем небе зарубежные А-320 и «Боинг-737». Громогласно заявлялось о планах вывести новый лайнер на воздушные трассы в 2015 году. Тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о госгарантиях на инвестиционный проект, были открыты кредитные линии ОАО «Корпорация «Иркут», общая стоимость инвестпроекта составляла почти 4 млрд долларов. Прошли годы, мы все время слышим все то же: «вот-вот». А лайнер не летает. Сначала чиновники Минпромторга делали ставку на кооперацию с «Боингом» и «Эйрбасом», а после объявления санкций Запада им пришлось искать другие пути. Что, в свою очередь, требует очередных вливаний из госбюджета. Может, это и есть главная цель — привлекать все новое и новое финансирование из государственной казны?

В середине нулевых, напомним, первоначальная стоимость МС-21 составляла 16-24 млн долларов в зависимости от модели и комплектации, что тогда было существенно ниже, чем у конкурентов. А в начале нынешнего года эта цифра подросла почти вдвое. Очень даже в духе времени!

Слово эксперту

Юрий Сытник, заслуженный пилот РФ

— Остановить рост цен на авиатехнику и, кстати, на последующую ее эксплуатацию в состоянии только регулятор отрасли. До каких пор он будет мириться с огромным числом посредников, наваривающих свою маржу на продаже оборудования, деталей, запчастей, авиакеросина?

Незамеченным осталось знаковое событие: власти отвергли призыв сохранить потомкам заповедник национального и европейского масштаба

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вообще-то власти Москвы обещали заповедник не застраивать. Но - было бы сказано. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Госдума отклонила законопроект, направленный на предотвращение застройки национального парка «Лосиный остров» в Москве. Для этого предлагалось вернуть полномочия по охране территории на федеральный уровень (Москве...

Экономика 00:19 / 07 Ноября 2025 6207
Чем пахнет алчность

В Выборгском районе Петербурга случился эпичный прорыв канализационного коллектора. Так что чем она пахнет, жители смогли ощутить сполна

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото из открытых источников

Почти две недели внимание жителей Петербурга, жилищно-коммунальных и спасательных служб было приковано к эпичному прорыву канализационного коллектора в Выборгском районе. Там между домами № 18 по улице Харченко...

Как остановить исход людей из провинциальных поселений

Александр Киденис
Труд
В России множатся города-«призраки». Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Малые города в нашей стране стремительно теряют жителей: между переписями 2010 и 2021 годов они опустели на 6,5%, что составляет более миллиона жителей. Гендиректор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов...

Финский политик Арманд Мема напомнил о том, что Европа финансирует боевые действия против нее

Фото: Юрий Конопатов/news.ru, globallookpress.com

Россия может потребовать у Европейского союза компенсацию за военный конфликт на Украине. Такое мнение высказал член финской национально-консервативной партии «Альянс свободы» Арманд Мема. «Россия может также потребовать у...

Секретарь Совбеза РФ напомнил о планах почти столетней давности по строительству на Ангаре каскада ГЭС

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Секретарь Совета безопасности России Сергей Шойгу заявил о необходимости «сибиризации» России. об этом сообщает издание «Ведомости». «Сейчас выделяем средства для того, чтобы скомпоновать их в единый центр и…...

Минфинан Белоруссии предложил ввести ставку подоходного налога в 40%

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Shatokhina Natalia, globallookpress.com

Министерство финансов Белоруссии предложило ввести новую ставку подоходного налога в 40% для доходов свыше 600 тысяч белорусских рублей в год (что составляет около 16,4 млн российских рублей). Об этом сообщил министр Юрий Селиверстов,...

Речь идёт об угрозе для схемы «репарационного кредита»

Фото: Niklas Graeber/dpa, globallookpress.com

Спонсирование Украины без использования замороженных в Европе активов России станет «тяжким финансовым бременем» для бюджетов стран – членов Европейского союза. Об этом сообщает телеканал Euronews. Как выяснили журналисты,...

По данным риелторов, в России стабильно растет спрос даже не на малогабаритное – на микрогабаритное жилье

Александр Киденис
Труд
Поговорка «в тесноте, да не в обиде» появилась не от хорошей жизни. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Нынешней осенью в Москве самым маленьким жильем, выставленным на торги, были апартаменты площадью 8 кв. метров в районе Отрадное. Эта клетка с жилой площадью 4,5 «квадрата» и санузлом оценивалась в 2,5...

Внезапно выяснилось, что отечественных производителей одежды на маркетплейсах днем с огнем не найдешь. А каких найдешь? А угадайте с трех раз

Ирина Хмара, Максим Башкеев
Труд
Большинство наших «производителей» просто ввозит свой товар и лепит этикетки «Сделано в России». Фото: Артем Соболев/news.ru, globallookpress.com

Сколько нам в последнее время рассказывали про импортозамещение и успехи отечественных производителей! Но вот инспекторы системы маркировки «Честный знак» и Роспотребнадзора провели совместную проверку и обнаружили...

И вновь о коррупции, будь она неладна, на этот раз женской

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Эта симпатичная женщина – бывший первый заместитель министра строительства ДНР Юлия Мерваезова. По версии следствия, возглавляемая этой дамой банда «откатчиков» нанесли ущерб на сумму 10 миллиардов рублей

И не только потому, что суммы хищений по набирающему обороты делу достигли фантастических размеров и продолжают расти. А и потому, что воров-мужчин на порядок переплюнула женщина, да еще молодая (всего...

Ограничат ли прибыли торговых сетей

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Суть законопроекта — в преодолении монополизма крупных торговых сетей. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В Госдуму поступили поправки в закон о торговле, которые касаются не только этой отрасли, но и всей экономики России и граждан — всех и каждого. Скачки цен и наценки торговых сетей были...

Чиновникам грозят штрафы на сумму до 10 тысяч рублей, организациям – вчетверо больше

Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В России с 1 ноября вступает в силу закон о введении штрафов за срыв подготовки к отопительному сезону. Об этом сообщил в своём Telegram-канале председатель Государственной думы Вячеслав Володин. В частности, если выявленные при подготовке...

Это должно сделать пользование отелями более простым и удобным для граждан 

Фото: © Sergey Elagin, globallookpress.com

Россиянам для заселения в гостиницы, помимо обычных паспортов, разрешили также использовать загранпаспорта и водительские удостоверения. Об этом в субботу, 1 ноября сообщает пресс-служба российского правительства. «При заселении в гостиницу...

Новый утильсбор – эта поддержка отечественного автопроизводителя или очередной налог? Ответ, увы, очевиден

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Российская локализация за многие годы добралась лишь до 30-40%. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Манипуляции с утильсбором и прочие хитрости, касающиеся сидящих за рулем россиян, стали сродни наступлению зимы. Уже несколько лет правительство радует нас под Новый год новыми правилами утильсбора, который теперь к тому же...

Экономика 00:01 / 05 Декабря 2025 3178
Не ЖКХ, а удавка

Коммунальные тарифы вновь резко подорожают и подстегнут инфляцию. Как вырваться из порочного круга?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Российское ЖКХ похоже на черную дыру, куда власти просто боятся заглядывать. Фото: Олег Спиридонов/Business Online, globallookpress.com

Согласно распоряжению правительства РФ от 25 ноября текущего года, грядущее подорожание коммунальных услуг пройдет в два этапа. С 1 января оно составит 1,7% для всей страны. Это компенсация увеличения ставки НДС...

Как в разных странах Европы борются за повышение рождаемости

Алекс Зверев
Труд
Фото: Rosseforp/imagebroker.com, globallookpress.com

Венгерским женщинам третий ребенок точно не будет лишним. Для многодетных матерей в этой стране навсегда отменяют подоходный налог. Пусть себе рожают и о налогах не беспокоятся. Глава правительства Венгрии Виктор Орбан...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?