Главная Культура 00:26 14 Августа 2015 8473
Звезда по имени Цой

Кинорежиссер Сергей Соловьев – о знаменитом рок-музыканте, трагически ушедшем из жизни четверть века назад

Леонид Павлючик

Двадцать пять лет назад, 15 августа 1990 года, не стало Виктора Цоя — легендарного рок-музыканта, погибшего в автокатастрофе неподалеку от Риги на самом взлете своей судьбы. После работы в кочегарке, после подпольных «квартирников» Цой наконец-то был «легализован» в качестве музыканта, певца, руководителя группы «Кино», которая в последние годы существования Советского Союза собирала многотысячные стадионы. Мощный импульс его популярности придал фильм Сергея Соловьева «Асса», который заканчивался знаменитой ныне песней Цоя «Перемен! Мы ждем перемен». Обозреватель «Труда» попросил Соловьева вспомнить Виктора Цоя и рассказать, «каким он парнем был».

— Боюсь, мне будет трудно это сделать, — признается Сергей Александрович. — Мы не были с Виктором дружны, не вели с ним душеспасительных бесед при луне о смысле жизни, о будущем страны или своем собственном будущем. Он вообще был человек скрытный, недоверчивый, малоразговорчивый, большей частью молчал. Даже когда мы с ним изредка выпивали в компании, это не развязывало нам языки: с ним было хорошо, комфортно молчать, а это и есть высшее проявление полного взаимопонимания. Не рискну сказать, что мы были с ним одной группы крови, но при этом уважительно относились друг к другу и к тому, что делали вместе.

На этом, строго говоря, мои воспоминания можно было бы и закончить. Рашид Нугманов, который снимал его в «Игле», знает о нем так много всякого и разного, что может роман написать. А я знаю только, что никогда не волновался по поводу того, сделает Витя что-то там важное для меня и фильма или не сделает. Знал: он все сделает, как надо. И когда надо было в течение суток собрать десять тысяч массовки для финальной сцены «Ассы», то массовка из его фанатов в нужное время и в нужном количестве была на месте. Вот эта профессиональная надежность — она в нем всегда присутствовала и всегда меня подкупала.

— Как Виктор Цой попал в орбиту вашего интереса?

— Это долгая история про мои взаимоотношения с питерским музыкальным андеграундом, но в итоге меня приобщил к его творчеству Африка (Сергей Бугаев), который, напомню, снялся в нашем фильме в роли Бананана. Он притаскивал на съемки кассеты с его записями. Я тогда не выделял Цоя из его окружения, не понимал, что он особенный. Рядом были Сергей Курехин, Борис Гребенщиков, Майк Науменко, Тимур Новиков — они были по-своему гениями. Витя даже тушевался среди них, он и сам не воспринимал себя, как особую величину.

Эти люди, как написал бы Булгаков, материализовывались из воздуха. Из воздуха времени. Воздух уплотнялся — и появлялся, допустим, Боря Гребенщиков. Так же появился и Цой. Он спел «Мы ждем перемен», — и материализовался с этими «Переменами». Я попросил его не исполнять эту песню какое-то время, пообещав закончить ею фильм «Асса». Он не стал скрывать недоверие: «Чтобы официальная мосфильмовская картина закончилась такой песней? Не верю». Тем не менее мы сговорились и пожали друг другу пятерни. И оба сдержали свое обещание.

— Горький вопрос: как вы узнали о его смерти?

— Я работал в то время над фильмом «Дом под звездным небом». Помню, снимали поутру ужасную сцену с кровавыми разборками, с убийством. А потом пошли обедать. И вот, сидя в автобусе, ели из алюминиевых мисок казенный харч. А у водителя работало радио. И вдруг что-то там забубнили про Цоя. Я попросил добавить звук. И услышал страшное: не справился с управлением...Вылетел...Улетел...

С тех пор 15 августа 1990 года для меня — рубежная дата, рубежный год. У меня возникло тогда отчетливое и странное чувство, которое я раньше не испытывал, что теперь, после гибели Цоя, в стране все полетит к чертовой матери. И все действительно вскоре покатилось к чертовой матери. Такое вот свойство Витиного участия в жизни тех, кто был с ним знаком, дружен, кто с ним общался и общается посредством его песен, — от него осталось ощущение рока, фатальности, тайны. Чего-то такого, что знал он один и что унес с собой. И что он нам время от времени возвращает своими песнями.

Нельзя сказать, что Цой — постоянная величина в нашей жизни. Иногда он исчезает, его как будто забывают, а в какие-то моменты вновь возникает, возвращается, приходит с невероятной необходимостью. И опять исчезает. Но его волнообразное, скажем так, присутствие среди нас поистине бесценно. Чем больше и чаще я слушаю Цоя, тем больше понимаю, что он настоящий, большой русский поэт, уникальный Художник, не до конца нами еще понятый и разгаданный. В том числе и мною.

— Как вам кажется, это справедливо, что в стране нет настоящего памятника Виктору Цою, что в Питере и Москве нет улицы его имени?

— Строго говоря, Цой в таком памятнике не нуждается. Его песни живут, на Арбате есть Стена Виктора Цоя — и это лучшая память о нем. Памятник нужен не ему, а нам. И гениальный, на мой взгляд, проект такого памятника давно существует. Его придумал скульптор Алексей Благовестнов. Виктор Цой там изображен не с гитарой, что было бы банально и привычно, а на видавшем виды мотоцикле. Одетый в какую-то рванину, он остановился на минуту, зацепился за землю босыми ногами и с некоторым изумлением взирает на нас. По всему видно: он никак не ожидал, что мы окажемся такими идиотами. Вот это изумление, сердечное и доброе, вот это легчайшее касание земли, вслед за которым он оттолкнется пяткой и укатит в только ему ведомые пределы, — в этом весь Виктор Цой.

Я потратил в свое время полгода, ходил по комиссиям, уговорил, в конце концов, Лужкова, что памятник Цою в Москве нужен. Юрий Михайлович в итоге сказал: ищите место. Стали искать, везде натыкались на сопротивление так называемой общественности. Хотели поставить памятник в районе МГУ, где много молодежи, которая любит Цоя. «Как можно, — сказали общественники, — здесь у нас памятник великому Ломоносову, поставить рядом какого-то корейца? Не пойдет». Хотели поставить у «Мосфильма». Тут собрались бдительные местные жители, обеспокоенные тем, что якобы поклонники Виктора Цоя все вокруг загадят и запакостят. «Если вам так нравится Цой, — был их вердикт, — поставьте памятник во дворе своего дома». Конструктивный, нечего сказать, подход. Тем не менее, мы устроили представление памятника на международном кинофестивале в Ханты-Мансийске. Приехала практически вся группа, участвовавшая в создании «Ассы», включая Станислава Говорухина. Станислав Сергеевич признал, что памятник получился весьма удачным, что он стране нужен. И на этом все закончилось. Но если даже он, не последний человек в государстве, не может сдвинуть ситуацию с места, то я тем более бессилен.

— Боюсь, что сегодня, когда один отвязный депутат заявил, что Виктор Цой работал на ЦРУ, перспектива появления такого памятника вообще малореальна. А почему бы о Цое не снять фильм? Такая яркая жизнь, такая драматичная судьба...

— Что касается идиотских обвинений Виктора Цоя в работе на ЦРУ, то ко мне даже серьезные с виду люди приходили с серьезного канала и на полном серьезе задавали вопросы, знал ли я, работая с ним бок о бок, что Цой был завербован западными спецслужбами. Я ответил тогда, что рад и горд за ЦРУ, у которого, оказывается, были агенты такого высокого творческого калибра. И теперь, добавил я, мне стал понятен смысл его загадочности, молчаливости и скрытности. Ну, и дальше я еще минут пятнадцать стебался в таком же ключе.

Разумеется, Цой не был никаким иностранным агентом, он был русским патриотом, человеком, глубоко укорененным в русскую культуру. И он, разумеется, заслуживает серьезного художественного биографического фильма, но я не знаю, кто бы мог его сегодня поставить. Он ведь был, по большому счету, человеком-иероглифом. В веренице музыкальных пророков, среди которых можно вспомнить Вертинского, Галича, Визбора, Окуджаву, Высоцкого, Цой в этом списке — человек восточный. Сегодня мне понятно, что это вещь тоже не случайная. Кто бы смог разгадать эту и другие загадки Виктора Цоя — я не знаю. Сам я, во всяком случае, на такой фильм не отважусь. Ну, если только на деньги ЦРУ, которое сделает меня своим агентом, протырит меня в Голливуд и обеспечит бешеный гонорар. Это я, разумеется, шучу. А если серьезно, то время для фильма о Викторе Цое, думается, еще просто не пришло.

Несколько интересных фактов из жизни Цоя

Виктор Цой родился в Ленинграде в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Гусевой и инженера корейского происхождения Роберта Максимовича Цоя. Он был единственным ребенком в семье.

После исключения за неуспеваемость из художественного училища имени Владимира Серова поступил в СГПТУ-61 на специальность резчика по дереву. Впоследствии профессионально вырезал из дерева фигурки нэцкэ.

В молодости был поклонником Михаила Боярского и Владимира Высоцкого, позднее Брюса Ли, имиджу которого начал подражать. Одевался всегда в черный цвет. Увлекался восточными единоборствами и часто дрался «по-китайски» с гитаристом группы «Кино» Юрием Каспаряном.

Первую профессиональную поддержку Виктору Цою оказал Борис Гребенщиков, который заметил его поющим под гитару в электричке и предложил свою помощь.

Виктор Цой снялся в нескольких фильмах. По результатам опроса журнала «Советский экран» за исполнение главной роли в фильме «Игла» он был признан лучшим актером 1989 года.

Столкновение автомобиля «Москвич», на котором ехал Цой, с рейсовым автобусом «Икарус» произошло в 12 часов 28 минут 15 августа 1990 г. на 35-м километре трассы Слока — Талси. Автомобиль двигался со скоростью не менее 130 км/ч. Виктор Цой не справился с управлением. Его смерть наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал. Цой был абсолютно трезв накануне гибели. Анализ клеток мозга свидетельствует о том, что он уснул за рулем, вероятно, от переутомления.

 

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 8558
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5677
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4305
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Книжный магазин во Франции. Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

У маркетологов есть такое понятие — «мотив покупки». Что заставляет человека приобретать вещь не самую жизненно необходимую, недешевую, да еще, как правило, для разового использования? Да, я говорю...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?