Главная Культура 00:11 19 Сентября 2014 2953
Испытание красотой

Фильм «Испытание», ставший сенсацией на «Кинотавре», вышел в российский прокат

Леонид Павлючик, обозреватель "Труда"

В Сочи картина Александра Котта получила Гран-при Большого жюри, которое возглавлял Андрей Звягинцев, а также приз за лучшую операторскую работу и приз Гильдии киноведов и кинокритиков России «Слон». Не стану скрывать: на московский показ фильма шел с некоторой опаской — уж больно высоки были ожидания. Вышел с просмотра очарованный и оглушенный: увидел шедевр. То есть совершенное по форме и глубокое по эмоциональному воздействию произведение настоящего искусства.

Полуторачасовой фильм идет без слов, но его нельзя отнести к образчикам немого кино. Вместо людей на экране говорит степь. Шорохом сухих трав, шепотом дождевых струй, шипением испаряющейся воды на раскаленном камне, звоном колодезной цепи, чириканьем ласточек под потолком убогой хижины, блеянием овец, топотом лошадиных копыт, порывистым и свежим дыханием ветра...

Свеж, чист, прозрачен и язык этого своеобычного фильма, который берет свои истоки в традициях Александра Довженко и поэтической школы советского кино, не чураясь, впрочем, и других, не столь очевидных влияний. Каждый кадр «Испытания», будь то пейзаж, или бытовая сценка с подметанием кузова грузовика, или натюрморт с дымящимся стаканом чая, или портрет девушки, расчесывающей волосы на фоне закатного солнца, — своего рода законченное живописное полотно. Бери в рамку — и перед тобой эталонное творение природы, преображенное режиссером Александром Коттом и оператором Леваном Капанадзе в явление высокого искусства.

Действие фильма не выходит за пределы маленького пятачка необозримой казахской степи, где в одинокой облупившейся халупе живет отец-фронтовик с юной дочерью, но фильм говорит не о бытовом, а о бытийном. Красавице девушке (Елена Ан), словно сошедшей с восточных лаковых миниатюр, предстоит сделать первый в жизни выбор: между брутальным, крепко стоящим на земле соотечественником-чабаном (Карим Пакачаков), с которым они понимают друг друга без слов, и заезжим русским шофером, веселым и легким (Данила Рассомахин), который при виде ее разом забывает все известные ему слова...

На наших глазах разворачивается эта безмолвная драма любви, ревности, кровавого соперничества, драма первых потерь (у девушки умирает отец) и первых обретений юной, вступающей в мир души. И все это — в самый канун испытания водородной бомбы на расположенном неподалеку Семипалатинском полигоне. Ядовитый гриб, воссозданный режиссером во всей своей мрачной мощи и пугающей красоте, сметает с лица земли, выжигает адским пламенем этот теплый, обжитый островок жизни, в которую мы успели погрузиться и которую успели полюбить за полтора часа тягучего и прекрасного экранного времени.

Ни одного лишнего кадра, ни одной проходной сцены, ни одной ложной интонации — это и есть шедевр. Шедевр поэтического минималистского кино, к которому Александр Котт шел долгие годы. Дебютировав 15 лет назад хорошим фильмом «Ехали два шофера», поставив дюжину картин самого разного достоинства — от не очень удачной экранизации «Героя нашего времени» до замечательной картины «Брестская крепость», — Александр Котт мечтал снять большое кино без единого слова. И его мечта наконец сбылась, чему помог случай (подробнее об этом — в интервью режиссера).

18 сентября фильм «Испытание» выходит на экран. Уверен: он станет не тоскливым испытанием, а настоящим праздником для подлинных любителей штучного, рукодельного авторского кино.

Из первых рук

«Почти весь бюджет фильма ушел в ядерный взрыв»

Подобно тому, как фильм обходится без слов, так и последовавший сразу за финальными титрами разговор нашего обозревателя Леонида ПАВЛЮЧИКА с режиссером Александром КОТТОМ пошел без долгих преамбул и предисловий.

— Александр, говорят, у фильма непростая история появления на свет...

— Я пришел на этот фильм не с самого начала. Изначально был заявлен большой кинопроект, связанный с испытанием водородной бомбы на Семипалатинском полигоне в 1953 году. Снимать его должен был известный и очень хороший режиссер (по сведениям редакции, это Павел Чухрай. — «Труд»). В какой-то момент он и продюсер Игорь Толстунов поняли, что задуманный фильм требует больших денег, которых катастрофически не хватает. И проект свернули. Но продюсерской компании надо было отчитаться перед государством за выделенные и отчасти потраченные средства. В какой-то момент приг-ласили меня и предложили снять кино на эту тему, причем надо было уложиться в достаточно скромную смету. Я поставил несколько условий: снимаю новых артистов, ни одного отснятого кадра не использую, и вообще: мы делаем кино без слов.

— Что за прихоть такая?

— Не прихоть, а мечта. Напомню, что кино как вид искусства было рождено немым. В свое время я снял несколько короткометражных фильмов — «Великан», «Пугало», «Фотограф», «Рыба», — и все они были без слов. Но мне всегда хотелось снять без единого слова большой полнометражный фильм. Я как-то прожил целый месяц на песчаной косе под Николаевом, там стояли буквально три-четыре дома, людей было немного, и, помню, они практически не разговаривали между собой. Да и о чем говорить, когда и так все ясно: взошло солнце, привезли хлеб, зашло солнце, пора пить чай, день закончился, появилась луна, завтра будет новый день: У меня тогда возникло ощущение, что человечество в принципе может прекрасно обходиться без слов. Я периодически приносил идеи немых фильмов продюсерам, в том числе и Толстунову, но никому это не было нужно. Я и сам хорошо понимал бесперспективность этих замыслов, снимая вполне успешные в коммерческом плане фильмы. А тут звезды сошлись... Толстунов сказал: «Делай, что считаешь нужным». Я написал буквально пять страничек сценария — больше и не требовалось, поскольку не надо было прописывать диалоги, и вскоре мы уехали снимать кино.

— Куда?

— По сюжету действие фильма происходит в Казахстане, но снимали мы летом прошлого года в Крыму, в 40 километрах от Феодосии. Так оказалось значительно дешевле, чем везти съемочную группу в Алма-Ату и дальше. А степь везде степь, она не имеет национальности.

— Как и где вы нашли девушку такой невыразимой красоты?

— Девушку искали долго, в том числе и в Казахстане. Тут, помимо прочего, такая сложность: в 12 лет девушка обычно еще маленькая, она еще девочка, а в 14 — уже порой тетя. А нам нужно было ухватить переходный нежный возраст, обаяние неиспорченного цивилизацией юного восточного лица. Нашли, как ни странно, в Москве. Лена учится в обычной школе. Отличница. Строгая, правильная девочка. Мама у нее русская, отец — кореец. Девушка, к слову, не сразу согласилась на съемки, пришлось ее долго уговаривать. Но ее участие, безусловно, украсило фильм. Что касается ребят, которые по сюжету соперничают из-за нее, то это молодые актеры из ГИТИСа. Мы искали, если можно так сказать, говорящие лица. Смотришь в глаза одного, другого — и вам про них все понятно без слов.

— Отказавшись от слов, вы тем не менее не стали отказываться от музыки...

— Вы будете удивлены, но поначалу и музыка не планировалась. Но потом стало жалко будущих зрителей. В итоге музыку написал известный композитор Алексей Айги, но мы ее, если можно так сказать, вплетали в ткань фильма шепотом: музыка вырастает из ветра и опять переходит в ветер:

— Эмоциональный удар невероятной силы, смысловая сердцевина фильма — сцены со взрывом водородной бомбы. Это документальные кадры?

— Спасибо, я передам ваши слова компьютерщикам... Мы пытались сделать эти кадры так, чтобы не возникло ощущения «снято как в Голливуде», какого-то пластмассового привкуса. С другой стороны, эти кадры должны грозно заворожить зрителя. У нас абсолютно камерное, минималистское кино: степь, колодец, небольшой дом посреди степи, несколько актеров в кадре. Так что практически весь бюджет фильма, процентов на 75, ушел в этот взрыв.

— Приступая к этому необычному для нашего кино фильму, вы держали в голове какие-то кинематографические образцы?

— Во ВГИК меня привели культовые в свое время фильмы Йоса Стеллинга «Иллюзионист», «Стрелочник». Кино такого рода возбуждало и до сих пор возбуждает творческую фантазию. Так что какие-то отголоски стиля голландского мастера, наверное, в моем «Испытании» есть. Но не только. Какие-то сцены мне подсказал финал фильма Мэла Гибсона «Апокалипто», какие-то эпизоды родились от одной строчки про самолет без крыльев в сценарии Геннадия Шпаликова: В общем, «Испытание» — это не выдуманное, не высосанное из пальца кино, оно соткано из моих личных эмоций, переживаний, жизненного и творческого багажа.

— В своем фильме вы, помимо всего прочего, замечательно передали колорит, воздух 50-х годов, который в силу своего 40-летнего возраста не можете и не должны помнить...

— Я современных фильмов, если вы заметили, вообще не снимаю. Вряд ли этим можно гордиться, но современность я не чувствую, она для меня трудноуловима. Зато я хорошо представляю, что такое 30-е, 50-е, 70-е, 90-е годы — у меня сразу готовые образы в голове появляются. Так что я режиссер ушедших эпох. Можете так про меня и написать.

— Так и напишу.

Комментарии для сайта Cackle

Беседа с писателем Львом Данилкиным о сущности СССР

Гузель Агишева
Труд
Фото автора

Лет тридцать назад, еще в СССР, художник Сергей Краснов рассказывал мне, как они с коллегами, дурачась, рисовали с закрытыми глазами профиль Ленина. Рука шла сама, поскольку халтуры подобной было делано-переделано. Тот рассказ...

Культура 00:03 / 24 Декабря 2021 17265
Дикие танцы

Их в 2021-м демонстрировали и артисты, и зрители, и государственная политика

Алексей Мажаев
Труд
Прижав прижав лично Моргенштерна, власти лишь подхлестнули популярность его песен. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Еще год назад имя Моргенштерн было диковинным для большинства любителей популярной музыки. За считаные месяцы рэпер успел стать едва ли не самой обсуждаемой персоной нашего шоу-бизнеса, выпустить два альбома, получив за каждый...

Знаменитый актер – о том, зачем нам кукольный театр, сказки и мир во всем мире

Анна Чепурнова
Труд
Евгений Цыганов впервые в жизни сыграл главную роль в кукольном спектакле. Фото предоставлены Театром имени С.В.Образцова.

В Театре кукол им. С.В. Образцова поставили спектакль о его создателе, у которого в этом году юбилей — 120 лет со дня рождения. Представление «Я — Сергей Образцов» —...

Культура 18:01 / 25 Декабря 2021 16424
Знай наших

Netflix планирует снять сериал о русской мошеннице

Труд
Актриса Джулия Гарнер. Фото: © Clemens Niehaus/Geisler-Fotopres, globallookpress.com

Netflix намерен снять сериал о жизни Анны Сорокиной. Ее имя стало известно два года назад, когда бывшая россиянка была задержана в Нью-Йорке по обвинению в мошенничестве. Девушка, представляясь Анной Делви и выдавая...

Подводим итоги киногода. Их трудно назвать утешительными

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Daniel Karmann, globallookpress.com

В Сети давно бродит хулиганский клип шоумена Семена Слепакова с не теряющим актуальности зачином: «Это был тяжелый год. Был он тяжелей, чем тот». По ходу незамысловатого опуса Слепаков воодушевляется надеждами...

Чувство ностальгии в новогоднем эфире не ослабевает с годами

Сергей Беднов
Труд
Скорее всего в Новый год зрители увидят уже знакомые лица. Фото: © Vadim Tarakanov, globallookpress.com

Во вторник, 21 декабря, в студии «Вечернего Урганта», украшенной елками и мишурой, Иван Андреевич предложил своей собеседнице, знаменитой фигуристке, выпить шампанского и произнести нечто подобающее. А как...

Российский актер и продюсер снимет мистический мини-сериал

Труд
Фото: © Anatoly Lomohov, globallookpress.com

Известный российский актер, шоумен, продюсер и основатель компании Sreda Global намерен снять очередной проект о гибели «Титаника». Проект будет осуществляться при участии Эндрю Наннелли, известного нам по хиту Netflix...

В Коломенском – россыпь зимних выставок. И не только в нем

Виктория Рогозинская
Труд
Картину Николая Сверчкова «Катание на Масленице» (1876 год) предоставил на выставку «Русская тройка» Музей коневодства Московской сельскохозяйственной академии. Изображения предоставлены музеем-заповедником «Коломенское»

Хитрости соколиной охоты, секреты русской тройки, история новогодней елки... О чем только не рассказывают экспозиции, развернутые в знаменитом деревянном дворце царя Алексея Михайловича и поблизости от него. И это...

Беседа с историком Сергеем Беляковым, чья новая книга посвящена поколению сыновей Цветаевой и Ахматовой

Дина ЕГОРОВА
Труд
Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Обстоятельные и занимательные монографии Сергея Белякова «Гумилев сын Гумилева», «Тень Мазепы. Украинская нация в эпоху Гоголя», «Весна народов. Русские и украинцы между Булгаковым и Петлюрой» развенчивают...

Завтра – столетие великого актера, клоуна и человека

Сергей Бирюков, Смоленская область – Москва
Труд
Фото: Лев Шерстенников/Russian Look, globallookpress.com

18 декабря в Московском цирке на Цветном бульваре не будет обычного представления. Соберутся только свои — и вспомнят человека, имя которого уже 25 лет как носит эта арена. А с его собственного...

Культура 00:04 / 17 Декабря 2021 10642
Хиты из бункера

Вышла лента о шоу-бизнесе, в котором за тридцать лет не поменялось ничего

Алексей Мажаев, музыкальный критик
Труд
Сергей Жуков в сериале «Евгенич», который идет на телеканале «Пятница!»

Уже неделю идет на «Пятнице!» фильм редкого жанра — «музыкальный ситком». Лента называется «Евгенич»: это не только кличка главного героя, но и слегка модифицированное отчество...

Из этой суммы четыре миллиарда рублей получит Фонд кино

Фото: Moscow-Live.ru

Российское правительство выделит на поддержку отечественного кинематографа из федерального бюджета 5,5 миллиарда рублей. Как сообщает «Интерфакс», соответствующее поручение дал премьер-министр Михаил Мишустин. В пресс-службе кабинета...

С прокатом восьмой части популярной кинофраншизы что-то пошло не так

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Внезапно выяснилось, что звездный актерский состав - не всегда залог коммерческого успеха. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны страны вышел вечнозеленый хит предновогоднего проката. Это уже восьмой по счету фильм популярной кинофраншизы, хотя предыдущая картина серии недвусмысленно называлась «Елки последние». Инициатор проекта, продюсер...

Вчера в Москве простились с выдающимся кинорежиссером, автором культовой «Ассы» Сергеем Соловьевым

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото Сергея Иванова

По мотивам его жизни можно снять сериал. Это был бы рассказ о том, как мальчик, родившийся на исходе войны в городе Кемь, в семье контрразведчика и дочери «врага народа», в 14 лет дебютирует...

Так звучал один из отзывов на фильм Андрея Кондрашова «Россия. Новейшая история»

Сергей Беднов
Труд
Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

Ежедневно в телеэфире множество раз звучит аббревиатура СССР. И понятно: ровно 30 лет назад случилась — по определению президента — величайшая геополитическая катастрофа ХХ века. Дату обсуждают...

Чего мы не знаем про «апостола земли Русской»

Марина Крючкова, архивариус
Труд
Мозаика VI в. из раннехристианской базилики в Равенне. Фото из открытых источников.

Апостола Андрея Первозванного, день памяти которого православная церковь отмечает 13 декабря, на Руси почитали с древних времен. А при Петре I и вовсе «назначили» официальным защитником и покровителем...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?