Секс-символ 1970-х, англо-французская актриса, певица и художница Джейн Биркин дала в Москве концерт, на три четверти состоящий из песен ее покойного мужа, прославленного французского шансонье Сержа Гейнсбура, а на четверть - из ее собственных баллад.
В популярности Биркин, не меркнущей и сейчас, через 40 лет после ее дебюта, есть нечто парадоксальное. О ней слышали миллионы. Одни - благодаря культовому фильму Микеланджело Антониони "Фотоувеличение", где юная Джейн снялась в эпизодической, но запомнившейся роли - она там изображает полностью обнаженную фотомодель. Другие - благодаря звездному браку с Сержем Гейнсбуром, бардом русско-еврейского происхождения. Третьи - из-за знаменитой сумки Биркин, фирменного изделия одного из крупнейших домов моды, дизайн которой придумала сама Джейн, летя в самолете.
Но больших ролей Биркин сыграла очень мало. Скорее уж известны киноработы трех ее дочерей (от разных супругов), особенно Шарлотты Гейнсбур и Лу Дуайон. Кстати, они удивительно похожи на мать. А собственные песни Джейн практически продолжают творчество Гейнсбура - это милые, интеллигентные баллады, которые она исполняет тихим, нарочито необработанным, слегка срывающимся голоском под простой аккомпанемент акустических инструментов - скрипки, виолончели, контрабаса.
То, что Биркин - сама по себе яркая личность, особенно проявилось в последние годы, когда она все чаще стала приезжать в Россию. Оказалось, что Джейн горячо переживает за наши общественные дела. Даже во время встречи с московской публикой она несколько раз прерывала пение и обращалась к залу, напоминая о том, что Россия уже 20 лет как воюющая страна, что сотни российских солдат не просто погибли в Чечне, а пропали без вести, что семьи не могут их похоронить и оплакать, как и тысячи мирных чеченцев, чьи родственники бесследно исчезли во время так называемых зачисток. А одну из спетых баллад гостья посвятила памяти убитой журналистки Анны Политковской, для которой, как известно, тема Чечни была одной из главных.
- Я беру пример с моего папы, - сказала Джейн. - Он не был профессиональным военным - у него было слабое зрение, туберкулез. Но когда началась Вторая мировая война, он сделал все, чтобы попасть в Британские вооруженные силы, как-то это ему удалось. Он стал штурманом и участвовал более чем в 30 военных операциях, когда английские корабли поддерживали бойцов французского сопротивления - забирали одних и высаживали им на смену других. Он вел на территории Франции нелегальную деятельность против коллаборационистов. Если бы его взяли, он бы погиб и рухнула бы вся агентурная сеть. А после войны папа занимался молодыми людьми с трудными судьбами, добивался смягчения наказания для них, чтобы судьбы оступившихся юношей не были окончательно сломлены в тюрьме. И я в юности участвовала в движении за отмену смертной казни, сперва в Англии, а потом во Франции, куда позже переехала.
Меня очень волнует, что телевидение не говорит всю правду о горячих точках. Когда в 1990-х годах вспыхнула война в Югославии, нам во Франции твердили, что это очень сложно, что там все перепутано и нельзя разобраться в том, кто прав и кто виноват. Тогда я нашла знакомых, в том числе великого театрального режиссера Патриса Шеро и писателя Оливье Ролана. Они помогли мне попасть в состав группы, которая привезла в осажденный Сараево гуманитарную помощь. Я приехала туда на танке и видела собственными глазами, как сербские националисты стреляли в боснийцев. Местным студентам я доставила книги, в которых они так нуждались. А еще, может, это было ребячеством, я привезла шелковое белье для девушек. Мне могут сказать: война, зачем белье?.. А я помню рассказ мамы о том, как она во время той давней войны, спасаясь от немецких бомбежек, бежала из дома, захватив с собой самое дорогое - губную помаду и шелковое белье. И видели бы вы, как югославские девушки радовались этому белью!
Про проблемы России я узнала случайно, посмотрев передачу канала "Арте" о дедовщине в армии. Боюсь, что и ваше телевидение не говорит вам всю правду о делах в Чечне, Южной Осетии. Поэтому я здесь - чтобы разобраться самой и рассказать об этом другим.
