«Мы последние две недели рассматриваем законы, которые только и вводят штрафные санкции, — видимо, чтобы бюджет наращивать не за счет экономики, а деньги у людей забрать», — проговорился в сердцах зампред комитета по экономической политике Госдумы Николай Арефьев. Так оно и есть. Одно перечисление новых или резко выросших пошлин и штрафов займет не одну страницу. В числе потенциально наказанных — иностранные агенты и мигранты, родители и владельцы цифровых платформ, нарушители ПДД и правил содержания животных: Да легче назвать, кого тут нет! Увеличили санкции и за «потакание» экстремистам из флоры, прежде всего борщевику Сосновского.
Спросите, зачем новый закон, если и так давно уже штрафуют дачников, на чьих участках буйствует борщевик? Соответствующие законы действуют в Московской, Ленинградской, Новгородской, Ярославской, Костромской областях — да много где. А еще не так давно фермерам и садоводам, сражавшимся с растением-агрессором, в Подмосковье выплачивали 18 тысяч рублей за каждый обработанный гектар. Но ни штрафы, ни субсидии не сработали: за пять лет территория, захваченная борщевиком в Подмосковье, увеличилась с 32 до 40 га.
Аналогичная картина и в других регионах — так следует из пояснительной записки к закону, который 16 июля был принят Госдумой. В СМИ и соцсетях его окрестили законом «о борьбе с борщевиком», хотя речь там идет и о других инвазивных — чужеродных — растениях, которые вредят окружающей среде и человеку. Документ, по мнению его авторов, задает единые правила борьбы с растениями-агрессорами, и теперь-то дело пойдет на лад. Но когда его читаешь, не оставляет ощущение, что депутаты очень спешили. Может, на каникулы? Или причины другие?
Взять хотя бы уже упомянутые инвазивные растения. Их списка в подзаконных актах вы не найдете, как и самих актов. Предполагается, что правительство составит общий перечень, а потом в регионах его доработают. Пока правительство трудится, я заглянула в «Википедию», где все это есть. И обнаружила три растения из списка опасных для экосистемы у себя на участке: люпин, лох узколистный и ромашку. Теперь буду ждать, включат ли их в Подмосковье в нежелательные: штраф-то платить не хочется, тем более пока и не знаю какой. За тот же борщевик берут пять тысяч...
Примерно такая же история и с перечнем мер. Кроме самого очевидного, советов, что бороться с борщевиком и Ко надо посредством механического удаления, химических средств и биоагентов, другой конкретики в законе вы не найдете. Все это предстоит еще разработать Минприроды (коли речь идет об особо охраняемых территориях) и Росприроднадзору (о лесных угодьях). А на всех прочих территориях, как и раньше, надо просто-напросто выявлять и уничтожать опасные растения. Ну и для чего, скажите, выдавать на-гора такой во всех смыслах недоделанный закон?
И тут-то мы добрались до главного. Защищать земли, причем не только сельскохозяйственного назначения, как раньше, а вообще все, где ведется хозяйственная деятельность, теперь будут не только многострадальные дачники и фермеры, а все, кто владеет землей или так или иначе ее использует, взяв ли в аренду или являясь обладателем публичного сервитута, то есть разрешения на использование чужой земли для общественных целей. С них и спрос: сначала штрафы (а ведь с юрлиц по КоАП РФ взыщут суммы немаленькие, до 700 тысяч рублей), а потом и земли можно лишиться. То-то! Получится ли с борщевиком справиться за три года, как утверждают авторы законопроекта, — бабушка надвое сказала. А вот доходы бюджета пополнить удастся. А сейчас это, похоже, главная задача.

