Вопрос не зряшный. Движение «Талибан», которое долгое время считалось источником террористической угрозы для соседей, теперь де-юре легализовано в России.
Путь к восстановлению сотрудничества с этой важной страной Среднего Востока открыт. Решение Верховного суда России о приостановлении запрета деятельности движения «Талибан» в РФ вступило в силу, а в реестр ФСБ террористических организаций внесены соответствующие изменения. После ухода США и прихода талибов к власти в Афганистане в 2021 году российский МИД и другие ведомства смогли выстроить с движением довольно тесные контакты, которые обещают перерасти в межгосударственный диалог. Для Москвы это дипломатический ход, так как гарантировать безопасность своего «азиатского подбрюшья» и союзников по ОДКБ без Кабула мы никак не сможем.
Для сравнения: одновременно с нами аналогичные решения принял Брюссель в отношении нового исламистского режима в Сирии. Совет ЕС официально одобрил отмену санкций против Сирии. Из черного списка ЕС исключены 24 компании, включая сирийский Центробанк, операторов в сфере нефтедобычи и переработки хлопка. Глава дипломатии ЕС Кая Каллас лично анонсировала отмену ограничений, введенных против арабской республики 14 лет назад. ЕС «вдруг» решил помочь сирийскому народу «восстановить новую, инклюзивную и мирную Сирию», в которой к власти пришли группировки, считавшиеся радикальными и террористическими до недавних пор.
Евросоюз послушно идет за сменой курса Вашингтоном, после того как госсекретарь США Марко Рубио приостановил на 180 дней действие пакета санкций, введенного в отношении Сирии в 2019 году. Цель послаблений для неизбранного правительства Аль-Шараа — реализовать план Трампа по экономической экспансии в эту страну. При этом массовые изнасилования и казни алавитов, погромы в Латакии и разграбление культурного наследия страны джихадистами нисколько не смущают Запад.
После ухода Асада банды Джулани подчистую выгребли бесценные артефакты из богатейших музеев Дамаска и Латакии, чтобы переправить их на черный рынок древностей в Турцию. Музей в столице для сокрытия зачистки сожгли дотла. Археологи мира в ужасе, что теперь на раскопки пригнаны бульдозеры, которые выгребают «историческую руду» на экспорт. ЮНЕСКО молчит.
Каким будет диалог Москвы и Кабула? От России Кабул ждет помощи в инфраструктурных проектах, например в строительстве Трансафганской железной дороги в Пакистан, инвестиций в добычу ископаемых, энергетику и сельское хозяйство. «Талибан» хочет увеличить поставки гранатов, изюма и ковров на российский рынок, а товарооборот между Россией и Афганистаном может превысить 3 млрд долларов.
С одной стороны, перспективы сближения с афганскими соседями — заманчивые, а с другой — историческая память недавнего противоборства с бородатыми и жестокими боевиками довлеет над принятием решений по углублению экономического диалога. Снова зарывать миллиарды в кровавую афганскую землю под гарантии недавних идейных врагов — наступать на те же грабли. Тем более по уровню терпимости к другим культурам и цивилизациям талибы ни на миллиметр не приблизились к общемировым стандартам.
Сразу вспоминается Высоцкий со своим: «И не друг, и не враг, а так...».

