
Главный режиссер РАМТа Марина Брусникина представила премьеру по одному из самых пронзительных в русской литературе автобиографических романов о взрослении – «Лето Господне» Ивана Шмелева. Этот спектакль стоит посмотреть хотя бы потому, что за свою почти 100-летнюю историю знаменитая книга до сих пор ни разу не инсценировалась в Москве – городе, описанном в ней с большой любовью.
Свой роман Шмелев начал писать в эмиграции во Франции в 1927 году, чтобы заглушить душевную боль из-за гибели единственного сына Сергея, белого офицера, расстрелянного в Крыму. Замысел книги возник, когда писатель рассказывал своему маленькому крестнику о праздновании Рождества в России. «Лето Господне» писатель создавал 15 лет. В полном варианте книгу издали в Париже в 1948-м, а в нашей стране – только 40 лет спустя. Хотя отдельные главы публиковались в журнале «Новый мир» в оттепельном 1964 году под заголовком «Из прошлого».
На дореволюционную Россию, которая навсегда ушла, зрители смотрят и чистыми, наивными глазами ребенка, и умудренным взглядом писателя-эмигранта. Ивушку, к которому обращается автор, а также маленького Ваню Шмелева выразительно играет девятилетний Максимилиан Кутузов (в другом составе – Дмитрий Брусникин). У юного исполнителя за плечами съемки в нескольких фильмах, и с непростой задачей находиться на сцене в течение всего трехчасового действия он справляется на отлично. В роли взрослого Шмелева-рассказчика выступает тонкий, лиричный актер Александр Девятьяров, который еще и написал к спектаклю проникновенную музыку.
В доме главного героя живут по церковному календарю – и перед нашими глазами проходит весь богослужебный год, начиная с Чистого понедельника – первого дня Великого поста. Со сцены так красочно перечисляются блюда, которые можно есть даже в пост, что, право, театру впору в антракте открывать специальный буфет. Да, роман Шмелева славится описаниями трапез, но в довольно аскетичных декорациях Наны Абдрашитовой нет ничего лубочного. Только пасхальный стол, скромный и живописный – с куличом, пасхой, крашеными яйцами и цветущими гиацинтами. А еще огромных размеров калач, который работники дарят на именины Ваниному отцу – владельцу бань, плотничьей артели и подрядчику различных городских работ Сергею Ивановичу, живущему в Замоскворечье. Хоть он и вспыльчив, но отходчив, подчиненные любят его за доброту, и именно к отцу больше всех привязан мальчик. «Так и ты обходись с людьми, по душе», – наставляет Ваню богобоязненный Горкин, плотник и воспитатель мальчика, второй для него по важности человек.
Среди действующих лиц – старший приказчик Василь Василич, Нянька и работники отца, душевная женщина работница Анна (Анна Тараторкина). Именно она станет ухаживать за ним и утешать Ваню, когда случится несчастье – отец упадет с лошади, разобьет голову и так и не сможет оправиться после этого. Болезнь, тщетную надежду на выздоровление и медленное угасание своего героя Сергея Ивановича очень сильно сыграл один из ведущих актеров театра Евгений Редько. Со смертью отца заканчивается и детство Вани, и спектакль.
Но финал не кажется безрадостным: на заднике сцены в конце высвечивается информация о маленьком Ивушке, который вырос, стал профессором математики и в 2000 году передал архив писателя Российскому фонду культуры. Тогда же благодаря его стараниям прах Шмелева и его супруги был перевезен с парижского кладбища Сент-Женевьев-де-Буа в некрополь Донского монастыря, где и хотел быть похороненным сам писатель.