Главная Культура 04:31 20 Июля 2009 2566
Татьяна Лиознова: "Я перестала снимать, потому что наступили другие времена"
Кинорежиссер отмечает 85-летний юбилей
Самойлова Елена

Накануне дня рождения с Татьяной Михайловной Лиозновой встретился корреспондент "Труда".

"Я играла Буденного в детстве"

Еще в детстве у Татьяны Михайловны появился интерес к режиссуре. Она даже организовала в своей школе театр.

- Я проводила лето в пионерском лагере. К нам часто приезжали с концертами артисты. Однажды я набралась смелости и подошла к одному из них - известному актеру Юрию Любимову. Попросила его помочь организовать в нашей школе драм-кружок. Он согласился, велел прийти к нему в театр, чтобы обсудить подробности. В конечном итоге Любимов пришел в нашу школу, привел с собой еще одного актера, Степана Крылова, и началась работа. Желающих принять участие в постановках было хоть отбавляй. Первый спектакль, который мы сделали, был о Семене Буденном, назывался он "Детство маршала". Представьте себе: я в нем играла Семку в детстве. С этого, собственно, все и началось.

После школы Лиознова семестр проучилась в Московском авиационном институте, но тяга к искусству одержала верх, и Татьяна Михайловна поступила во ВГИК. Юную Лиознову отчислили с первого курса. Педагоги решили, что ее небольшого жизненного опыта для режиссерской профессии недостаточно. Но она сумела убедить их в обратном: собрала группу из отчисленных актеров, сама написала пьесу "На полустанке", поставила в качестве учебной работы и заставила педагогов - Сергея Герасимова и Тамару Макарову - ее посмотреть.

- Помню, Герасимов спросил: "Сама написала?" Получив утвердительный ответ, сказал: "Очень хорошо!" И всем нам дал допуск к экзаменам. В результате все были восстановлены.

Видимо, именно тогда у Татьяны Михайловны окончательно сформировались привычка добиваться поставленной цели - упорным трудом, настойчиво, во что бы то ни стало - и чудесное режиссерское свойство - быть "в ответе за всех, кого приручил".

Рассказывают, что много позже, во время съемок фильма, умер оператор Петр Катаев, с которым Татьяна Михайловна проработала вместе много лет. Даже в такой ситуации ей удалось взять себя в руки, сохранить самообладание и закончить работу над картиной.

Больше всего в людях Лиознова ценит профессионализм и трудолюбие. За требовательное отношение к уровню работы на съемочной площадке ее часто называли "железной леди".

- С каждым артистом я очень долго репетировала, делала множество фотопроб. Так и рождались претенденты на роль.

Многочисленные фотоснимки Лиознова раскладывала дома на рабочем столе и начинала искать образ - подрисовывала усы, шрамы. И только потом проделывала эту работу с художниками по гриму. У нее интуитивное чутье на людей. Практически без проб Татьяна Михайловна безошибочно выбирала артистов, подходящих для той или иной роли. Многих открыла, многих показала с новой стороны, сняв в своих фильмах.

- Это чутье не врожденное. Пришло с опытом. У меня был очень хороший учитель - кинорежиссер Сергей Герасимов.

Впрочем, гораздо больше о ней говорит та чуткость, чувственность и невероятная подлинность, с которой выстроены образы героев ее фильмов.

- Мои картины с уверенностью можно назвать квинтэссенцией личных переживаний, влюбленностей, жизненных перипетий.

"Не только кино - страну угробили"

В 1986 году Лиознова сняла картину "Конец света с последующим симпозиумом". С тех пор в ее отношениях с кинематографом наступила затянувшаяся пауза.

- Я перестала снимать, потому что наступили другие времена. Я почувствовала, что не могу разделить их ценности. Мои герои не вписывались в эту новую жизнь. Слово "товарищ" было выжжено. Теперь я слышу повсюду странное и непонятное для меня обращение "дамы и господа".

Татьяна Михайловна - настоящий патриот. Она бесконечно любит родину и принимает близко к сердцу ее страдания. Ее искренне волнует и то, что происходит в стране, и то, что происходит в обществе, и то, что происходит в искусстве.

Когда в 90-х в теленовостях объявили, что Российская армия получила на вооружение всего один самолет, она плакала. Когда сразу после кончины Людмилы Зыкиной в СМИ начали разбирать подробности личной жизни великой певицы и устраивать пляски на костях, Лиознова пришла в ужас.

- Прежде я радовалась успеху страны, победе нашего народа. Чему радоваться сейчас? Затрудняюсь ответить.

Недавно Михалков и Говорухин назвали чудовищным уровень режиссуры в современном российском кино. Татьяна Михайловна их в этом поддерживает.

- Не только кино - страну угробили. В фильмах разговаривают только при помощи пистолетов. Глядя на это, я беспрестанно думаю о наших детях. Кем они станут, насмотревшись пошлых боевиков и научившись смеяться над шутками недоумков? Нравственность искалечена. Нашему правительству следовало бы серьезно задуматься о каждом ребенке в России, над тем, какими вырастут дети, воспитанные на постоянных убийствах и жестокости. Солидарна с Солженицыным: главная наша нынешняя цель и национальная идея - народосохранение.

"После выхода "раскрашенной" версии "17 мгновений весны" кто-то поздравлял, кто-то кричал: "Безобразие!"

Вот уже восьмой год Лиознова борется с тяжелейшими болезнями, захватившими ее. Спасают волевой характер и стойкость. Когда ноги совсем отказали и она лечилась в центре реабилитации Дикуля, врачи разработали для нее серьезную систему тренировок.

На этих занятиях здоровые мужики рыдали от боли, а Татьяна Михайловна, женщина, преодолевая себя, стиснув зубы, все терпела. Долгие годы была прикована к инвалидному креслу, сейчас благодаря своему усердию потихоньку начинает ходить.

После стольких лет страданий Татьяна Михайловна особенно ценит внимание со стороны тех, кто есть в ее жизни. Но она не жалуется. Обладая острым умом и четкой памятью, по сей день продолжает работать. Когда поступило предложение сделать "17 мгновений весны" в цвете, несмотря на слабость после только что перенесенной операции, она взялась за работу.

- Естественно, поначалу к этой идее я отнеслась с большой настороженностью. Но такт и большой профессионализм людей, которые взялись за это, меня переубедили. Я дала свое согласие. Более того, принимала в этом процессе непосредственное участие. Несмотря на то что на тот момент я находилась в тяжелом состоянии, взялась за работу. Пересматривала все заново, вносила поправки. После выхода "раскрашенной" версии телефильма в эфир мне поступали самые разные звонки - кто-то поздравлял, кто-то кричал: "Безобразие!" Но я уверена, что необходимость в этой работе, безусловно, была. Фильм не только "раскрасили" - ему продлили жизнь. Звуковые дорожки ведь были заезжены донельзя, пленка со временем претерпела изменения и так далее. Была проведена колоссальная реставрационная работа исходного материала. В конце концов, кто не хочет смотреть "17 мгновений весны" в цвете, может отключить цвет и смотреть ту же черно-белую, но технически более качественную версию. Конечно, оригинал всегда лучше копии, даже усовершенствованной. И люди, привыкшие к черно-белому фильму, находят биколор более гармоничным, даже с исторической точки зрения. Но, насколько мне известно, молодое поколение как раз с большим удовольствием смотрит цветную версию. Поэтому у каждого из этих вариантов фильма будет свой зритель.

"По сей день заучиваю стихи наизусть"

Татьяна Михайловна не терпит праздности. Она всегда чем-то занята. Любит читать книги, особенно поэтические сборники.

- По сей день не только читаю, но и заучиваю стихи наизусть. Иногда просто даю дочери книгу и прошу перепроверить меня, читая те или иные произведения по памяти. Очень сержусь на себя, если что-то забываю. Обожаю Блока. Недавно принимала участие в сборе подписей за открытие музея-квартиры Блока в Москве.

Лиознова слушает музыку, сидя у окна. У нее прекрасный вкус. Вспомнить хотя бы музыкальное сопровождение, которое она подбирала к своим фильмам: безупречное чутье, как и в случае с актерами. Сейчас Татьяна Михайловна предпочитает проверенное временем, любимое: "Чакону" Баха, Седьмую "Ленинградскую" симфонию Шостаковича и музыку Пахмутовой. У нее дома есть великолепная коллекция классической музыки.

Свой юбилей Татьяна Михайловна планирует встретить дома, пригласив самых близких друзей. В гости к ней собираются Вячеслав Тихонов, Светлана Светличная, Александр Любимов.

- С каким настроением вы подходите к своему 85-летию?

- С надеждой. Встретить его с друзьями для меня большая радость.

Мнения

Вячеслав Тихонов, народный артист СССР и РСФСр. Сыграл штандартенфюрера СС Макса Штирлица в фильме "17 мгновений весны":

- Искренне благодарен Татьяне Михайловне за то, что имел счастье работать вместе с ней. Поздравляю с юбилеем. Желаю ей здоровья и многих лет жизни!

Андрей Эшпай, кинорежиссер, сценарист, продюсер, ученик Татьяны Лиозновой (ВГИК, режиссерский факультет, мастерская Л. Кулиджанова и Т. Лиозновой):

 - Я учился в мастерской Татьяны Михайловны Лиозновой. Многому научился в профессии благодаря ей. Помните эпизод встречи Штирлица с женой в "17 мгновениях весны" или попытку встречи героев Дорониной и Ефремова в фильме "Три тополя на Плющихе"? Так вот, Татьяна Михайловна рассказывала поразительные вещи. Она говорила, что построено это, по сути, на противоречии: с одной стороны, нравственный и иной закон, что-либо делать запрещающий, с другой - чувство, находящееся вне нашего контроля. Для меня это было большим уроком, дающим конкретное понимание драматургической ситуации. Татьяна Михайловна всегда остро чувствовала и понимала сложную человеческую сущность. Видимо, оттого, что и в ее жизни были какие-то внутренние ограничения, преодоления.

Желаю Татьяне Михайловне здоровья, терпения и внимания! Она очень сильный человек. Несмотря на многочисленные болезни, ее одолевающие, она сохранила волю, энергичность, остроумие, темперамент художнический и человеческий. Хочу продолжать восхищаться Лиозновой!

Светлана Светличная, заслуженная артистка РСФСР. Сыграла Габи Набель в фильме "17 мгновений весны":

 - Без Лиозновой я вообще не представляю себя. Благодаря моему режиссеру, Татьяне Михайловне Лиозновой, и моему педагогу, Михаилу Ильичу Ромму, я стала актрисой. Любила, люблю и буду любить и ценить Лиознову до конца своей жизни. Желаю Татьяне Михайловне, чтобы она как можно быстрее выздоравливала!

Мириам Быховская, художница, видный деятель советского кинематографа, автор декораций и костюмов ко многим известным фильмам. Работала на картинах "Три тополя на Плющихе", "17 мгновений весны", "Карнавал":

- Поздравляю Татьяну Михайловну с днем рождения, желаю ей сил и здоровья. И пусть рядом с ней всегда будут только хорошие и добрые люди!

Татьяна Михайловна - режиссер высокого класса. Невероятно талантливый, думающий, ответственный. Сильная личность. Я работала с ней на пяти картинах: "Три тополя на Плющихе", "17 мгновений весны", "Мы, нижеподписавшиеся", "Карнавал" и "Конец света с последующим симпозиумом". Работа была очень трудная, но интересная. И всегда с Лиозновой работала замечательная съемочная группа, в которую входили одни из лучших профессионалов кинематографа - оператор Петя Катаев, художник-постановщик Борис Дуленков, звукорежиссер Леонард Бухов, я. Все мы понимали друг друга с полуслова.

Если говорить о "17 мгновениях весны", то работа, конечно, проводилась колоссальная. И Вячеславом Тихоновым, чей серьезный актерский психологический труд неоценим. Он сумел показать разведчика, чья жизнь - сплошное отречение и вечно висит на волоске. И Татьяной Михайловной. Надо было видеть, как она переживала и проживала все вместе с актерами, находясь в постоянном нервном напряжении сил. И художниками по костюмам проводилась колоссальная работа. Мы ведь делали всю картину в подлинниках. Я была на киностудии в Германии. У них там такой порядок! Удалось увидеть все костюмы тех лет, форму в подлинном виде и цвете. Чтобы потом сделать необходимые материалы, останавливали работу Свердловской текстильной фабрики. Целый этаж работал только на изготовление материалов для фильма. Мы ведь каждую деталь выверяли.

 

Фильмография

1958 - "Память сердца"

1961 - "Евдокия"

1963 - "Им покоряется небо"

1965 - "Рано утром"

1967 - "Три тополя на Плющихе"

1973 - "17 мгновений весны"

1980 - "Мы, нижеподписавшиеся"

1981 - "Карнавал"

1986 - "Конец света с последующим симпозиумом"

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11450
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7109
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6794
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6078
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 5923
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?