Грядут большие каникулы. И значит, уйма свободного времени. Чем порадует нас телевидение на майские? Ответ, увы, не новый: все тем же джентльменским набором из любимых советских комедий, повторами голливудских блокбастеров, мультиками про богатырей и спецвыпусками игровых шоу с участием звезд. Ну ничего, мы привыкшие. Тем более когда на кризис идей наложился кризис экономический.
Внимательный телезритель может судить о наличии кризисных явлений даже по составу рекламных блоков. Все меньше роскошных автомобилей и элитного парфюма и все больше средств от запора, грибка и мигрени. Помните, как с сарказмом говорил культовый герой Сухорукова: «Болеете...»? Правда, тогда это относилось к американцам.
Согласно статистике TNS Russia, в первом квартале текущего года главная тройка федеральных каналов по сравнению с аналогичным периодом 2014-го потеряла довольно большую часть своей аудитории. Счет идет на сотни тысяч. Социологи связывают это с отсутствием топовых новостей. И правда, начало прошлого года — это Олимпиада, Майдан, Крым. События все глобальные, а некоторые даже судьбоносные. В этом — пожиже будет. Даже вопли нервных политологов по поводу Украины уже всех достали. Впрочем, шут с ней, с политикой. Возможно, старая истина о том, что отсутствие новостей — это хорошая новость, для телевизионщиков и звучит дико, но для рядовых граждан — вовсе нет.
Вернемся к каникулам. Целых семь дней отдыха! Как всегда, на майские в стране начинается большая движуха. Аэропорты и вокзалы заполняют толпы граждан, жаждущих южного солнца и новых впечатлений. Миллионы дачников отправляются закладывать основы грядущего урожая. Чем не целевая аудитория для телевидения? Вот в ком, казалось бы, в преддверии выходных можно было найти благодарного зрителя.
И прорывы случаются. О дачниках и их проблемах, например, вдруг заговорили в программе «Время покажет», прервав бесконечный украинский сериал. Но таких примеров немного.
Тут вот российские туроператоры обнаружили, что на фоне неприятных колебаний валютного курса на 25% вырос интерес к отдыху в родной стране. При этом они же с горечью констатируют, что Россию мы знаем очень плохо. Основным спросом пользуется раскрученный олимпийский Сочи, а также Крым, Петербург, Минводы и Золотое кольцо. Вот практически и все. Когда же туристам предлагают для отдыха другие места нашей необъятной Родины, буквально забитые историческими и природными достопримечательностями, те пожимают плечами. И неудивительно: программы о путешествиях, которых достаточно много на ТВ, традиционно отдают предпочтение загранице. Вот и получается, что Барселона нам ближе и роднее, чем, например, Псков. А Мачу-Пикчу кажется ближе Соловецкого архипелага.
О том, что телевидение способно формировать спрос, знает каждый. Массовым спросом отдых в Крыму во многом обязан осанне полуострову, пропетой на главных каналах страны в связи с известными событиями. Но что должно произойти в удивительных городах и весях нашей страны, чтобы телевизионщики одарили их столь же милостивым вниманием? Пожары и наводнения просьба не предлагать.
Теперь о дачниках. Увы, их число медленно сокращается. Если, согласно данным ВЦИОМа, о наличии загородной недвижимости 10 лет назад заявляли более 50% респондентов, то в последние годы — около 40. Это падение социологи связывают с кризисами, а также с ухудшением дорожной ситуации. Не все в состоянии проводить по полсуток в пробках на подмосковном шоссе ради нескольких часов баньки и шашлыка.
Меняется и структура дачного отдыха. Все меньше людей воспринимают свои сотки как плацдарм для выращивания картошки и огурчиков. Все больше — засевает их импортным газоном и украшает элементами ландшафтного дизайна. На смену старому поколению горожан, имевшему деревенские корни и чувствующему кровную связь с землей, приходят те, кому нужны загородные коттеджи для отдыха на свежем воздухе, а не грядки. Зачем им своя картошка, когда есть египетская?
Формированию нового поколения дачников во многом как раз способствовали программы «Фазенда» и «Дачный ответ». Начинавшиеся когда-то как вполне демократичные, рассчитанные на самые разные социальные слои, дававшие вполне дельные советы и для огородников, и для любителей праздности, со временем они практически полностью переориентировались на вторых.
Всякие там рассады и минеральные удобрения уступили места альпийским горкам и бассейнам с золотыми рыбками, культиваторы и опрыскиватели — роскошным летним кухням с импортной техникой и спальням в стиле французского барокко.
С одной стороны, может, так и надо. С учетом вышеуказанной тенденции. Да и потом, массовому зрителю куда приятнее смотреть на обеспеченных и ухоженных людей, окруженных загородной роскошью, нежели на обгоревших на солнце ударников сельхозтруда с черноземом под ногтями.
Но, с другой стороны, аудитория главных каналов страны, как мы знаем, далеко не молода. И, следовательно, в ее рядах все еще много дачников в советском понимании этого слова. Может, не стоит совсем о них забывать? А если в их ряды вольются многочисленные менеджеры, потерявшие работу? Престиж престижем, но кушать-то всем хочется! Впрочем, подобное все же маловероятно. Люди, привыкшие коротать дни в офисах за болтовней в социальных сетях, вряд ли способны вырастить что-то путное. Если, конечно, телевидение им не поможет.