Вчера стали известны лауреаты ТЭФИ — российской национальной премии в области телевизионного искусства. Впрочем, нет, вчера стали известны лауреаты индустриальной телевизионной премии. Именно так ТЭФИ именуется сегодня. Что, конечно, звучит лаконичнее, чем прежде, и, пожалуй, даже суровее.
Новое определение подразумевает исключительно профессиональную оценку конкурсантов, отсутствие междусобойчиков и закулисных интриг. Есть телевизионная индустрия — есть производимый ею телевизионный продукт. Выдвинутый на ТЭФИ, он проходит своего рода ОТК, то есть суд жюри. И получает (или не получает) знак качества. Прямо-таки и хочется сказать: ничего личного — только бизнес.
Как быстро забылись страсти, кипевшие вокруг ТЭФИ пару лет назад, когда о своем создании сообщил Комитет индустриальных телевизионных премий! Он сразу же декларировал: премии эти самые будут вручаться по иным правилам, нежели привычная ТЭФИ. Да и на устоявшееся в телевизионной среде название для новой награды он вроде как и не претендовал. «Индустриальная премия» — и все тут. А поскольку комитет сформировали ведущие федеральные каналы, то многие предсказывали старой премии бесславный конец и заодно ее учредителю, фонду «Академия российского телевидения». Как обижены были тогда некоторые телевизионные академики, которые вмиг оказались не у дел! Но все как-то быстро утряслось. И вот уже второй год подряд вручают индустриальную премию ТЭФИ, представляющую собой все ту же статуэтку бронзового Орфея, выполненную по эскизу Эрнста Неизвестного.
О нынешних финалистах. Язвительными комментариями встретили их список те, кто называет телевизионный приемник аппаратом для промывания мозгов. И в самом деле, в разных номинациях фигурировали одновременно «Воскресное время» на «Первом» и «Вести недели» с Дмитрием Киселевым, «Право знать!» на «ТВ-Центре», «Вечер с Владимиром Соловьевым» и другие. А также ведущие новостей на трех главных каналах. То есть все те, кому принято приписывать пропагандистскую риторику. Но, с другой стороны, по правилам «индустриальной ТЭФИ» претендовать на нее могут только те программы, что транслировались на каналах, доступных более чем половине населения страны. А таких каналов — раз-два и обчелся. И уж коли существуют номинации «Информационная программа» и «Ведущий информационной программы», то и выбор в них оказывается не слишком разнообразным. То же касается и номинации «Вечернее ток-шоу», где как раз политизированные программы и фигурируют. А в самом деле, о чем еще говорить на сон грядущий, если не о политике?!
Но особенное сочувствие члены жюри высказывали в связи с предстоящим голосованием по номинации «Событие телевизионного сезона». В прошлом году в тройку финалистов вошли церемония открытия Олимпийских игр, сериал «Оттепель» и серия репортажей и документальных фильмов о событиях на Украине. Понятно, что проголосовали за Олимпиаду. В этом году в списке фигурировали фильм «Крым. Путь на Родину», акция «Бессмертный полк» и проект «Танцы» на ТНТ. Ну с последним вроде все было понятно. Кому же в голову придет предпочесть телевизионному монологу президента и грандиозному патриотическому шествию какие-то легкомысленные танцульки, пусть и совершенные с «индустриальной точки зрения»?! Но вот сделать выбор между первыми двумя, вероятно, было действительно непросто.
Но нелегким был выбор и в номинациях, так сказать, народных. Например, в тройке «Ситкомов» фигурировали «Физрук», «Кухня» и «Последний из Магикян». Каждый хорош по-своему. А в номинации «Развлекательная программа», куда вошли «Вечерний Ургант», «Голос» и Comedy Club? Тут уж, что называется, на вкус и цвет...
То же касается номинаций «Телевизионный фильм/сериал» («Екатерина», «Однажды в Ростове», «Чернобыль. Зона отчуждения»), «Лучший актер телевизионного фильма/сериала» (Богдан Ступка с «Однажды в Ростове», Дмитрий Нагиев" с «Физруком» и Владимир Машков с «Родиной»), «Лучшая актриса телевизионного фильма/сериала» (Юлия Ауг с «Екатериной», Светлана Иванова с «Тестом на беременность» и Зоя Бербер с «Реальными пацанами»). Разные работы, разные роли. И фавориты, безусловно, прочитывались. Но уж совсем чего-то «левого» нет. И уж точно никакой идеологической ангажированности. Индустрия, понимаешь.
Кстати, интересно, как теперь работают с материалами члены жюри? В этом году на конкурс подано более 400 заявок. Представляете, сколько всего им отсмотреть надо было?! А если речь идет, например, о номинации «Теленовелла», где каждый претендент состоит из сотни-другой серий? Во времена «старой» ТЭФИ номинации негласно делились между членами телевизионной академии. Ты смотришь только развлекательную продукцию, ты — публицистику, ты — сериалы. Но все равно в офисы академиков каждый раз присылали гигантские коробки с видеозаписями. Чтобы просмотреть все, потребовался бы месяц сидения у телевизора без перерывов на сон и еду. И академики, знаю, зачастую ничего и не смотрели. Выбор осуществлялся на основе предпочтительности того или иного канала в качестве победителя и собственного знания о номинантах. Ну и мнения коллег, больше понимающих в этой сфере. Были попытки проводить финальное голосование непосредственно во время церемонии, но предварительный-то отсев проводился именно так, как описано выше. Интересно, как это проходит теперь?
Как мы уже отметили, индустрия — понятие суровое, производственное. В этом духе теперь проводятся и церемонии вручения ТЭФИ. Никаких тебе красных дорожек. И не помпезная площадка, а знакомая до боли Первая студия ТТЦ «Останкино», где все свои, куда из рабочего кабинета за пару минут можно дойти. Отсутствие разухабистых концертных номеров, свойственных прежним временам. Да и трансляция не на первых «кнопках» в прайм-тайм, а на РЕН ТВ полночь.