
Сюжет знаменитого Каннского кинористалища в этом году оказался непредсказуемым. В день торжественной церемонии закрытия на Лазурном берегу внезапно пропало электричество. Пресс-конференции и показы фильмов пришлось остановить. Рестораны прекратили работу либо перешли на оплату наличными. Звезды не могли погладить свои наряды. Кто-то и вовсе застрял в лифте. Но церемония закрытия состоялась в срок благодаря автономным генераторам, которые смогли обеспечить работу фестивального дворца.
Киносмотр был ровным по творческому уровню. Шедевров уровня Феллини, Бергмана, Куросавы, Тарковского, по общему мнению, в конкурсной программе не оказалось. Но было немало достойных, значимых для сегодняшнего кинопроцесса лент. В итоге триумфатором фестиваля стал иранский режиссер Джафар Панахи за свой 11-й по счету фильм под названием «Простая случайность».
Сам же режиссер оказался в Каннах по счастливой случайности. Из-за смелых политических высказываний и участия в акциях протеста он в 2010 году был приговорен к тюремному заключению, потом оказался под домашним арестом. Ему было запрещено в течение 20 лет давать интервью и заниматься кинематографом. Но режиссер год за годом умудрялся попадать на главные мировые фестивали с новыми работами, нелегально производя камерные фильмы в собственной квартире, на даче, в салоне автомобиля и разными хитроумными способами переправляя их в Европу. Говорят, одну из своих картин он отправил на Берлинале, спрятав флэшку с фильмом в начинку торта.
В этот раз Панахи сумел лично приехать на фестиваль из Ирана и представить фильм, посвященный теме мести и милосердия. Главный герой картины однажды встречает своего палача, пытавшего его когда-то в тюрьме. Это ставит героя перед моральным выбором — отомстить негодяю или пощадить и простить. Кажется, он склоняется к последнему варианту... Отмеченная творческой стойкостью биография режиссера вкупе с актуальной темой и художественными достоинствами фильма в итоге принесли автору «Золотую пальмовую ветвь». Панахи стал единственным современным режиссером, который собрал высшие награды трех главных фестивалей мира: Венецианского (2000 год, фильм «Круг»), Берлинского (2015, «Такси») и, наконец, Каннского. До него это удавалось только американцу Роберту Олтмену, итальянцу Микеланджело Антониони и французу Анри-Жоржу Клузо. В самом Иране «Золотую пальмовую ветвь» до Панахи получил только Аббас Киаростами за фильм «Вкус вишни» (1997).
Вторую по значению награду — Гран-при фестиваля завоевала психологически тонкая семейная драма"Сентиментальная ценность" датского режиссера Йоакима Триера (кстати, дальнего родственника великого и ужасного Ларса фон Триера) о попытке стареющего режиссера восстановить свои отношения с дочерью-актрисой, пригласив ее на главную роль в свой самый личный, исповедальный фильм. Зрелищная «Сентиментальная ценность» с Эль Фаннинг и Стелланом Скарсгардом уже приобретена для проката в России.
Бразилец Клебер Мендонса Филья, снявший триллер «Тайный агент», был удостоен приза за лучшую режиссуру. А исполнитель главной роли в этом фильме Вагнер Моура был назван лучшим актером фестиваля. Актриса-дебютантка Надя Меллити из фильма «Младшая сестра», повествующего о жизни девочки из семьи алжирских эмигрантов в Париже, получила приз за лучшую женскую роль.
Специальный приз жюри достался экспериментальному синефильскому полотну «Воскрешение» в постановке китайского режиссера Би Ганя. Приз жюри разделили между картинами «Сират» француза Оливера Лаше и «Звук падения» немецкого режиссера Маши Шилински. Знаменитые братья Дарденн, дважды увозившие из Канн «Золотую пальмовую ветвь», на сей раз довольствовались призом за лучший сценарий к французско-бельгийской драме «Молодые матери».
Всего в основном конкурсе Каннского кинофестиваля участвовали 22 картины. В том числе, и лента выпускника ВГИКа, украинского режиссера белорусского происхождения Сергея Лозницы «Два прокурора», снятая на русском языке и рассказывающая о кровавом Молохе сталинских репрессий. Она была высоко оценена прессой, разделив с фильмом Панахи первое место в международном рейтинге кинокритиков, но осталась без наград жюри, которое возглавляла французская кинозвезда Жюльет Бинош.
Без призов остался и Кирилл Серебренников, после отъезда из России снимающий кино в Европе. Его фильм «Исчезновение Йозефа Менгеле» про последние годы жизни нацистского преступника, проводившего бесчеловечные медицинские опыты над узниками концлагерей, был показан во внеконкурсной программе «Каннские премьеры», которая не предусматривает призов. Многие российские кинокритики посчитали, что «Исчезновение» — лучшая картина в творческой биографии активно работающего режиссера. И что она по своему творческому уровню превосходила большинство конкурсных лент.
Утешением для Серебренникова стало то, что в дни работы фестиваля он был удостоен французского ордена Почетного легиона. Министр культуры Франции Рашида Дати поблагодарила режиссера за вклад в драматический театр, оперу и кинематограф. В Каннах Серебренников в разные годы показывал свои фильмы «Ученик», «Лето», «Петровы в гриппе», «Жена Чайковского», «Лимонов, баллада об Эдичке». Уже известно, что свой новый фильм режиссер снимет во Франции со звездами европейского и мирового кино Людивин Санье, Фанни Ардан и Луи Гаррелем. Принимая награду, Серебренников на хорошем французском сказал, что считает важным поддерживать культурные связи между Европой и Россией. И выразил надежду, что в мире"все равно победят любовь и искусство«.
P. S. Помимо «Сентиментальной ценности» для российского проката уже приобретен ряд каннских картин. Среди них романтическая комедия «Уехать однажды» Амели Боннен, открывавшая фестиваль. Боди-хоррор «Альфа» Жюлии Дюкурно, ранее прославившейся фильмом «Титан» («Золотая пальмовая ветвь» 2021 года). Драма Линн Рэмси «Умри, моя любовь» с Дженифер Лоуренс и Робертом Паттинсоном. Детектив «Частная жизнь» Ребекки Злотовски с Джоди Фостер. «Новая волна» Ричарда Линклейтера, посвященная съемкам фильма «На последнем дыхании» Жана-Люка Годара. Японский психологический триллер «Выход 8», снятый на основе культовой компьютерной игры. Появятся ли на наших экранах фильмы Сергея Лозницы, Кирилла Серебренникова и Джафара Панахи, — большой вопрос.