Главная Культура Афиша 00:05 14 Февраля 2025 4278
Римский всадник возрожден в Москве

Пушкинский музей первым показал редчайшую античную фреску

Елена Широян
Фото: Сайт Пушкинского музея

Бесценный экспонат Воронежского музея отреставрировали в Москве. С камерной выставки «Возвращение воина» в ГМИИ имени Пушкина начинается новая жизнь италийской фрески IV века до н. э. — редкой для любого музея, а для российского совершенно уникальной. После недолгого показа в греческом зале на Волхонке живописный фрагмент гробницы-цисты, найденный археологами XIX века в древней Капуе, внесут в экспозицию родного музея. Несомненно, он станет центром обновленного зала античного искусства в Воронеже, куда попал волею судеб почти столетие назад.

Выставка «Возвращение воина. Уникальная италийская фреска IV века до н. э. из собрания Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского» вобрала в себя и античную керамику. Всего семь ваз оттеняют яркие краски римской живописи, показывая развитие сходных сюжетов. Всем знакомый зал со слепками древнегреческих скульптур в этот раз стал особенно торжественным. Скачущий на коне рыжей масти темнокудрый всадник в кирасе и с копьем, на котором несет окровавленную белую тунику врага — символ своей победы, оживил пространство хрестоматийных гипсов вторжением подлинника высочайшего уровня. Трудно не признать в нем шедевр, а сам факт, что перед нами настоящая редкость, вселяет надежду увидеть еще не раз нечто подобное. Ведь этот пример отсылает к обширности, разнообразию, а также неполной изученности тех богатств, что таят музеи российской глубинки. Или же просто им не хватает внимания всей страны? А впрочем, хорошо ли мы знаем музеи там, где живем?

Воронеж — мой город детства, и тамошний музей искусств я помню неплохо. Бывала там еще прежде, чем ему присвоили имя Ивана Крамского, лидера «бунта четырнадцати» в Императорской академии художеств и идеолога критического реализма в живописи XIX века. Крамской был уроженцем Воронежской губернии, однако музей мог бы носить имя другого художника из той же когорты — Николая Ге. Невдалеке от музея, близ старинного Акатова монастыря вы найдете одно-этажный дом, осколок городской усадьбы, где в семье потомка французского дворянина, беженца от революции 1789 года, родился автор полотна «Что есть истина?». Правда, ничего, кроме мемориальной таблички, с маэстро там больше не связано, и я не могу припомнить работ этого крупного художника в коллекции местного художественного музея. Да и фреску римского всадника никто там не видел, но это объяснимо удручающим состоянием сохранности, в каком она пребывала с момента приобретения в коллекцию Дерптского университета.

Вы спросите: а при чем тут Дерптский, ныне Тартуский, заграничный университет? Это удивительная страница в истории отечественного музейного дела. Даже в Воронеже не каждый знает, что областной Музей изобразительных искусств был создан в 1933 году в результате слияния коллекций бывшего Губернского музея и Музея древностей и изящных искусств при Воронежском госуниверситете. Сам же ВГУ был образован в 1918 году на базе бывшего Императорского Юрьевского университета, эвакуированного в Воронеж. Возникновение ВГУ связано с таким эпизодом Первой мировой войны, как оккупация войсками Германии северо-западных окраин Российской империи. В 1918-м, после захвата Юрьева немцами и закрытия Юрьевского университета с запретом образования на русском языке, основная часть его русского персонала эвакуировалась в Воронеж, где создавался новый, уже советский вуз. А об университете в столице Черноземья мечтали еще с начала XIX века.

Среди приехавших из Эстляндии профессоров были хирург Николай Бурденко, последователь великого Николая Пирогова — выпускника того же университета, а также юрист Владимир Грабарь, брат художника Игоря Грабаря, и Константин Сент-Илер — зоолог и гидробиолог, организатор первой биостанции на Белом море. Больше других город запомнил неутомимого Бурденко, одного из организаторов переезда университета и работы его в Воронеже. Теперь имя основоположника советской нейрохирургии носит медицинский университет, выросший из медфака ВГУ.

Еще с 1803 года при Дерптском (с 1893-го — Юрьевском) университете существовал Музей изящных искусств. Весьма ценное собрание включало произведения искусства Древнего Египта, античности, русскую и западноевропейскую живопись и графику, а также коллекцию нумизматики. Фрагмент древнего погребения, найденный в 1871 году при раскопках Капуи (современная Санта-Мария-Капуа-Ветере) в области Кампания на юге Италии, был почти сразу куплен у Джакомо Дориа. Посредником между итальянским аристократом и учеными Дерпта выступил немецкий археолог и арт-дилер Вольфганг Гельбиг, знакомый многим собирателям древностей. Среди его клиентов был профессор Иван Цветаев, создатель учебного музея при Московском университете. Именно он был открыт в 1912 году как Музей изящных искусств императора Александра III, теперь — Пушкинский, хотя по справедливости мог бы называться Цветаевским.

При этом Дерптский (Юрьевский) университет с его коллекциями с момента учреждения в 1802 году не только находился в ведении Министерства народного просвещения и финансировался из центра наряду с другими университетами Российской империи, но и пребывал под личным покровительством Александра I. Будто само провидение распорядилось, чтобы судьба обломка римской гробницы с самого начала его бытования в качестве музейного экспоната оказалась связана с Россией. Поэтому премьерный показ фрески в ГМИИ имени Пушкина выглядит символическим.

Но прежде фреска почти два года провела во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика Грабаря. Воссозданием ее занимался один из лучших специалистов, реставратор высшей категории Александр Горматюк. На вернисаже я подошла к нему, горя желанием узнать секреты спасения уникумов. Ведь он вернул к жизни не одно произведение, рисковавшее попасть в Черную книгу безвозвратных утрат, как, например, Боголюбская икона Божией Матери — памятник XII века из Владимиро-Суздальского музея-заповедника, чуть не загубленный в действующем соборе во Владимире. Однако мастер скорее расскажет вам историю «пациентов» на его рабочем столе, нежели упомянет уникальность своих методик. Вот как Горматюк характеризует римскую фреску: «Несмотря на наличие утрат, эта живопись обладает удивительной свежестью, позволяет почувствовать движение кисти античного мастера, ощутить его присутствие». Памятник очень редкий, поэтому методы работы реставратор подбирал индивидуально, корректируя в процессе исследования материалов и их состояния.

Сегодня трудно сказать, скакал ли персонаж по полю фрески в одиночку или среди других воинов. Однако мотив возвращения с трофеем указывает на статус героя. А в символическом плане всадник и его триумф могли ассоциироваться со счастливым переходом в загробный мир. Ведь конь мыслился как существо-психопомп, «проводник душ», перевозящее умершего в мир иной. Для музейного шедевра, как ни парадоксально, состоялся переход в мир живых, которым отныне доступен раритет из Капуи.

Музей русского импрессионизма показал, как на русской почве проросли «впечатленцы»

Елена Широян, искусствовед
Труд
Экспозиция выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Фото: пресс-служба Музея русского импрессионизма rusimp.su

Эхом юбилея импрессионизма, отмеченного в целом мире, звучит московская выставка «Изображая воздух». Напомню: отсчет ведется от первой парижской выставки живописцев, представителей крупного течения в живописи, весной...

Режиссер Антон Федоров дебютировал на сцене Театра Наций

Анна Чепурнова
Труд
Фото: Иры Полярной, Театр Наций

На сцене Театра Наций дебютировал режиссер Антон Федоров. Его «Котлован» по повести Андрея Платонова в новосибирском театре «Старый дом», где Федоров работает главным режиссером, оказался вторым в шорт-листе...

Театр Моссовета представил «Щастье!»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Елена Лапина, Театр Моссовета

В Театре имени Моссовета показали «Щастье!» Аллы Сигаловой. Режиссер и балетмейстер, она смешала в спектакле танец, городской романс и предсмертные записки Маяковского. И что из этого получилось? Заявленный...

Концертные платья Эдиты Пьехи «дослужились» до музейной экспозиции

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Так Эдита Пьеха выглядела на советской эстраде. Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

Выставка нарядов «А жизнь продолжается» открылась на днях в Петербурге. Не царских персон и не голливудских знаменитостей, что нынче не редкость на Западе, да и в российских...

Центр «Зотов» знакомит с авангардизмом Елены Гуро и Михаила Матюшина

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

Прохладный ветер с севера веет в столичном Центре «Зотов». Здесь выставка «Любовь в авангарде» впервые столкнула московских зрителей с семейной парой Елена Гуро — Михаил Матюшин. Поэтесса...

В «Пространстве «Внутри» прошла премьера «Мертвых душ»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото: Ира Полярная/ Пространство «Внутри»

В небольшом «Пространстве «Внутри» опять аншлаг и звездопад. В премьере «Мертвые души» Владимира Комарова играют ведущие актрисы: Виктория Исакова, Светлана Иванова, Мария Смольникова. Постановка —...

В Вахтанговском театре показали «Идиота»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото Валерия Мясникова. Предоставлено театром им. Вахтангова

А в Вахтанговском театре состоялась премьера «Идиот» режиссера Владислава Наставшева. Мнения по поводу постановки разделились радикально, отклики в соцсетях варьируются в диапазоне от «разочарования»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?