Главная Культура Афиша 00:05 14 Февраля 2025 6232
Римский всадник возрожден в Москве

Пушкинский музей первым показал редчайшую античную фреску

Елена Широян
Фото: Сайт Пушкинского музея

Бесценный экспонат Воронежского музея отреставрировали в Москве. С камерной выставки «Возвращение воина» в ГМИИ имени Пушкина начинается новая жизнь италийской фрески IV века до н. э. — редкой для любого музея, а для российского совершенно уникальной. После недолгого показа в греческом зале на Волхонке живописный фрагмент гробницы-цисты, найденный археологами XIX века в древней Капуе, внесут в экспозицию родного музея. Несомненно, он станет центром обновленного зала античного искусства в Воронеже, куда попал волею судеб почти столетие назад.

Выставка «Возвращение воина. Уникальная италийская фреска IV века до н. э. из собрания Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского» вобрала в себя и античную керамику. Всего семь ваз оттеняют яркие краски римской живописи, показывая развитие сходных сюжетов. Всем знакомый зал со слепками древнегреческих скульптур в этот раз стал особенно торжественным. Скачущий на коне рыжей масти темнокудрый всадник в кирасе и с копьем, на котором несет окровавленную белую тунику врага — символ своей победы, оживил пространство хрестоматийных гипсов вторжением подлинника высочайшего уровня. Трудно не признать в нем шедевр, а сам факт, что перед нами настоящая редкость, вселяет надежду увидеть еще не раз нечто подобное. Ведь этот пример отсылает к обширности, разнообразию, а также неполной изученности тех богатств, что таят музеи российской глубинки. Или же просто им не хватает внимания всей страны? А впрочем, хорошо ли мы знаем музеи там, где живем?

Воронеж — мой город детства, и тамошний музей искусств я помню неплохо. Бывала там еще прежде, чем ему присвоили имя Ивана Крамского, лидера «бунта четырнадцати» в Императорской академии художеств и идеолога критического реализма в живописи XIX века. Крамской был уроженцем Воронежской губернии, однако музей мог бы носить имя другого художника из той же когорты — Николая Ге. Невдалеке от музея, близ старинного Акатова монастыря вы найдете одно-этажный дом, осколок городской усадьбы, где в семье потомка французского дворянина, беженца от революции 1789 года, родился автор полотна «Что есть истина?». Правда, ничего, кроме мемориальной таблички, с маэстро там больше не связано, и я не могу припомнить работ этого крупного художника в коллекции местного художественного музея. Да и фреску римского всадника никто там не видел, но это объяснимо удручающим состоянием сохранности, в каком она пребывала с момента приобретения в коллекцию Дерптского университета.

Вы спросите: а при чем тут Дерптский, ныне Тартуский, заграничный университет? Это удивительная страница в истории отечественного музейного дела. Даже в Воронеже не каждый знает, что областной Музей изобразительных искусств был создан в 1933 году в результате слияния коллекций бывшего Губернского музея и Музея древностей и изящных искусств при Воронежском госуниверситете. Сам же ВГУ был образован в 1918 году на базе бывшего Императорского Юрьевского университета, эвакуированного в Воронеж. Возникновение ВГУ связано с таким эпизодом Первой мировой войны, как оккупация войсками Германии северо-западных окраин Российской империи. В 1918-м, после захвата Юрьева немцами и закрытия Юрьевского университета с запретом образования на русском языке, основная часть его русского персонала эвакуировалась в Воронеж, где создавался новый, уже советский вуз. А об университете в столице Черноземья мечтали еще с начала XIX века.

Среди приехавших из Эстляндии профессоров были хирург Николай Бурденко, последователь великого Николая Пирогова — выпускника того же университета, а также юрист Владимир Грабарь, брат художника Игоря Грабаря, и Константин Сент-Илер — зоолог и гидробиолог, организатор первой биостанции на Белом море. Больше других город запомнил неутомимого Бурденко, одного из организаторов переезда университета и работы его в Воронеже. Теперь имя основоположника советской нейрохирургии носит медицинский университет, выросший из медфака ВГУ.

Еще с 1803 года при Дерптском (с 1893-го — Юрьевском) университете существовал Музей изящных искусств. Весьма ценное собрание включало произведения искусства Древнего Египта, античности, русскую и западноевропейскую живопись и графику, а также коллекцию нумизматики. Фрагмент древнего погребения, найденный в 1871 году при раскопках Капуи (современная Санта-Мария-Капуа-Ветере) в области Кампания на юге Италии, был почти сразу куплен у Джакомо Дориа. Посредником между итальянским аристократом и учеными Дерпта выступил немецкий археолог и арт-дилер Вольфганг Гельбиг, знакомый многим собирателям древностей. Среди его клиентов был профессор Иван Цветаев, создатель учебного музея при Московском университете. Именно он был открыт в 1912 году как Музей изящных искусств императора Александра III, теперь — Пушкинский, хотя по справедливости мог бы называться Цветаевским.

При этом Дерптский (Юрьевский) университет с его коллекциями с момента учреждения в 1802 году не только находился в ведении Министерства народного просвещения и финансировался из центра наряду с другими университетами Российской империи, но и пребывал под личным покровительством Александра I. Будто само провидение распорядилось, чтобы судьба обломка римской гробницы с самого начала его бытования в качестве музейного экспоната оказалась связана с Россией. Поэтому премьерный показ фрески в ГМИИ имени Пушкина выглядит символическим.

Но прежде фреска почти два года провела во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика Грабаря. Воссозданием ее занимался один из лучших специалистов, реставратор высшей категории Александр Горматюк. На вернисаже я подошла к нему, горя желанием узнать секреты спасения уникумов. Ведь он вернул к жизни не одно произведение, рисковавшее попасть в Черную книгу безвозвратных утрат, как, например, Боголюбская икона Божией Матери — памятник XII века из Владимиро-Суздальского музея-заповедника, чуть не загубленный в действующем соборе во Владимире. Однако мастер скорее расскажет вам историю «пациентов» на его рабочем столе, нежели упомянет уникальность своих методик. Вот как Горматюк характеризует римскую фреску: «Несмотря на наличие утрат, эта живопись обладает удивительной свежестью, позволяет почувствовать движение кисти античного мастера, ощутить его присутствие». Памятник очень редкий, поэтому методы работы реставратор подбирал индивидуально, корректируя в процессе исследования материалов и их состояния.

Сегодня трудно сказать, скакал ли персонаж по полю фрески в одиночку или среди других воинов. Однако мотив возвращения с трофеем указывает на статус героя. А в символическом плане всадник и его триумф могли ассоциироваться со счастливым переходом в загробный мир. Ведь конь мыслился как существо-психопомп, «проводник душ», перевозящее умершего в мир иной. Для музейного шедевра, как ни парадоксально, состоялся переход в мир живых, которым отныне доступен раритет из Капуи.

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 5427
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

В прокат выходит русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке

Евгения Заболотских
Труд
Фото со съемок к/ф «Тропа гнева», kinopoisk.ru

В прокат выходит фильм «Тропа гнева». В главных ролях — Максим Дрозд, Анфиса Черных, Артем Ткаченко и Екатерина Стеблина. Русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке, который готов на все,...

Афиша 15:30 / 20 Декабря 2025 4735
Мятеж или восстание?

В России уже два века об этом спорят - и ответы зависят от того, какая эпоха на дворе

Ирина Смирнова
Труд

«Перед нами история последнего гвардейского переворота и первого штурма Зимнего» — такими словами директор Эрмитажа Михаил Пиотровский открыл выставку «14 декабря 1825 года», посвященную 200-летию...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:05 / 05 Декабря 2025 4068
Любовь и честь Карла Росси

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 3313
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

В основе постановки МТЮЗа «Дядя» - знаменитый чеховский «Дядя Ваня»

Анна Чепурнова
Труд
Фото Елены Лапиной предоставлено МТЮЗом

Зачем тревожить вечную классику, пытаясь перенести героев и действие из времени, где они родились и жили, в наш суетный век? Ответ на этот вопрос можно найти на сцене Московского театра юного зрителя, где состоялась...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

Разговор с Билли Новиком о музыке и других радостях жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото из открытых источников

25 лет назад в Питере родилась группа Billy’s Band, очень скоро покорившая сердца тех, кто любит импровизацию в музыке и в жизни. Основателю коллектива, автору песен и вокалисту Билли Новику недавно исполнилось...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 2555
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

Афиша 00:01 / 12 Декабря 2025 2330
Себя как в зеркале я вижу...

Русский музей и Эрмитаж представили в своих залах исторические портреты

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Боровиковский В.Л. Портрет Е.А. Нарышкиной. начало 1790-х гг Фото: © Русский музей

Два равно уважаемых петербургских музея — Русский и Эрмитаж — представили в своих залах исторические портреты. Работы великих мастеров прошлого и настоящего из собственных коллекций здесь соседствуют...

Афиша 00:04 / 12 Декабря 2025 2255
Взгляни в лицо обреченных

Эти музейные экспозиции возвращают нас к людям и событиям, происходившим на Сенатской площади

Елена Широян, искусствовед
Труд

Двухсотлетие с момента восстания декабристов, которое считается одним из ключевых событий русской истории, в наших музеях получило довольно аскетичный отклик. В Москве это прежде всего выставка в Государственном музее...

Афиша 00:03 / 12 Декабря 2025 2009
А завтра была война

Вахтанговцы оживили последние предвоенные годы

Любовь Лебедина
Труд
Егор Разливанов, Анна Ляхова. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евг.Вахтангова

В Театре имени Вахтангова впервые поставлен спектакль под названием «Первая любовь последнего года» по роману Юрия Слепухина «Перекресток». На сцене оживает 1941 год, и вчерашние школьники уже...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 1746
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?