Главная Культура Афиша 00:05 21 Марта 2025 4037
Как поет несгоревшая скрипка

Центр «Зотов» знакомит с авангардизмом Елены Гуро и Михаила Матюшина

Елена Широян, искусствовед
Фото из открытых источников

Прохладный ветер с севера веет в столичном Центре «Зотов». Здесь выставка «Любовь в авангарде» впервые столкнула московских зрителей с семейной парой Елена Гуро — Михаил Матюшин. Поэтесса и музыкант, они нашли друг друга в студии, где оба учились живописи. Именно они стояли у истоков русского авангарда в изобразительном искусстве в его петербургском изводе. Елене Гуро было суждено прожить лишь 36 лет. Она погибла от неумолимой болезни, в старину именуемой белокровием, в 1913 году, когда ее город, еще не переименованный в Петроград, не видел радикальной живописи, ниспровергавшей старое искусство.

Название Петроград, напомню, возникло с началом Первой мировой войны, а спустя десятилетие город вновь сменил имя. Именно в советском, уже не столичном Ленинграде в середине 1930-х окончили свои дни два творца русского авангарда, друзья и соратники Казимир Малевич и Михаил Матюшин. О первом говорить излишне — все знают, как пытался сокрушить основы старой системы ценностей его арт-манифест «Черный квадрат». Второй известен прежде всего как автор музыки к футуристической опере «Победа над Солнцем». В том спектакле 1913 года, задолго до выставки «0,10», где публику шокировали беспредметные картины, и был впервые явлен герой ХХ века в искусстве — образ Черного квадрата, пока лишь в качестве сценического задника.

Футуристы любили эпатаж, а опера, где Малевич и поэт Крученых «хоронили» Солнце, произвела фурор и скандал. Однако нынешняя выставка Матюшина и Гуро словно из другого мира — полного поэзии, созерцания, преклонения перед природой. На ней мало абстрактной живописи, зато много лирических портретов и природных мотивов, от красок неба до «корневой» скульптуры — фигурок из древесных корней. Их автор Матюшин будто спорит с категоричным Малевичем, отвергавшим повествовательность и жизнеподобие. А может, предугадывает траекторию его искусства, на позднем этапе вернувшегося к реальному миру.

Фото из открытых источников

Тихое, умиротворяющее пространство выставки делает картину русского искусства начала ХХ века объемной. И заодно говорит: авангардизм не сводится к кардинальным жестам. Авторы нового направления, которое отразило катастрофы ХХ века и перемены в мировоззрении, стремились создать мир особый и цельный, на стыке различных сфер творчества. Произведения авангарда и колоритом воздействуют, и композицией, но при этом будто звучат. Попробуйте вглядеться в картины Малевича или Розановой, только беспристрастно, — и вы расслышите их музыкальный лад. Поймете, что художник строит пространство почти как в храме, где каждый элемент служит задаче приобщения к чуду. При нарочитой грубости авангардистов их работы зачастую пронизаны тем же духом постижения вселенной.

Пара Гуро — Матюшин вовсе не уникальный союз в художественной среде, в начале ХХ века подобных было немало. Вспомним Михаила Ларионова и Наталью Гончарову, Василия Кандинского и его мюнхенскую подругу Габриэль Мюнтер, уже после расставания спасавшую картины русского гения от борцов с «дегенеративным искусством». Вспомним Ольгу Розанову и Алексея Крученых, да хотя бы Айседору Дункан и Есенина. Далеко не все эти пары были счастливы и долговечны, но в таких союзах высекались творческие искры, зажигая фантазию.

У генеральской дочери Елены (Элеоноры) Гуро — с французскими корнями, ведь род происходил от протестантов (гугенотов), — и скрипача Матюшина было мало общего. Произойди их встреча немного раньше, и не могла бы девица «из благородных» выйти за незаконного отпрыска актерской династии Сабуровых. Вдобавок жених был много старше и имел семью с четырьмя детьми. Но юная ученица студии Ционглинского, где постигал живопись и Матюшин, служивший в Придворном оркестре, поразила его внутренним светом и силой личности, контрастировавшей с хрупкой телесной оболочкой. Музыкант ушел от прежней жены и стал неразлучен с художницей, писавшей «заумные» стихи, бравшей уроки у Бакста и Добужинского, дружившей с Блоком...

Фото из открытых источников

Жилище их на Петроградской стороне походило на гнездо, полное птенцов. Кружок русских «будетлян»-кубофутуристов во главе с Давидом Бурлюком собирался в двухэтажном деревянном домике с балконом. Сегодня Дом Матюшина служит Музеем петербургского авангарда. А чуть больше века назад это был подлинный центр сплочения молодых поэтов и художников — в их число входили Василий Каменский и Велимир Хлебников. Поэт Бенедикт Лившиц описал трагический предсмертный облик Елены Гуро и «ее излучавшуюся на все окружающее умиротворенную прозрачность человека, уже сведшего счеты с жизнью». К печали примешивались поклонение и восхищение — неслучайно поэтические сборники Гуро с вкраплением пьес и рассказов приняли столь разные ценители, как Вячеслав Иванов, Алексей Ремизов и Владислав Ходасевич, выделявший ее среди прочих футуристов.

Стихи Елены Гуро в экспозиции обрамляют картины, а рисунки Матюшина будто вырастают из превращенных в диковинные существа корней деревьев, которые найдены на Карельском перешейке близ дачи Гуро. Там же, в местечке Уусикиркко, на финском кладбище весной 1913 года упокоилась Елена Генриховна. С годами затерялась ее могила под соснами, шелест которых Гуро так выразительно переложила на язык «музыки ощущений» в стихотворении «Финляндия», фонетически стилизуя финскую речь. Могло бы затеряться и само имя, ведь наследие Гуро советская власть не привечала. Но нет, были сильны отголоски интереса к ее личности, почти культа Гуро, возникшего у молодых в 1910-е петроградских поэтов. Главные же «будетляне» посвятили ее памяти сборник «Трое», включивший в 1913 году стихи Крученых, Хлебникова и самой Гуро.

Внутри цилиндра конструктивистского здания бывшего хлебозавода, ныне Центра «Зотов», экспозиция круглится, мягко перетекая из одного раздела в другой: «Он и Она», «Органика», «После смерти»: Беспрерывный поток подхватил живопись, скульптуру и графику легендарной пары, их рукописи, фото и книги. Ощущения дополняют аудиозаписи музыки Матюшина и актерского чтения стихов Гуро. Ярко передано стремление зарождающегося стиля объединить различные виды искусства, дабы создать безраздельное пространство новизны:

Куратор Сергей Уваров нашел рисунки и акварели, прежде не выставлявшиеся, и редко экспонируемые произведения из 17 музеев, архивов и частных собраний, включая Русский и Третьяковку. Специально записаны музыкальные сочинения Матюшина, восстановленные по рукописям. А Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства при поддержке Центра «Зотов» отреставрировал единственную дошедшую до нас «прямоугольную» скрипку. Художник создал ее для детей из бедных семей после революции. Угловатая, но по-своему элегантная конструктивистская скрипка обладает превосходным звучанием...

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 5226
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

В прокат выходит русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке

Евгения Заболотских
Труд
Фото со съемок к/ф «Тропа гнева», kinopoisk.ru

В прокат выходит фильм «Тропа гнева». В главных ролях — Максим Дрозд, Анфиса Черных, Артем Ткаченко и Екатерина Стеблина. Русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке, который готов на все,...

Афиша 00:05 / 05 Декабря 2025 3839
Любовь и честь Карла Росси

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 3199
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

В основе постановки МТЮЗа «Дядя» - знаменитый чеховский «Дядя Ваня»

Анна Чепурнова
Труд
Фото Елены Лапиной предоставлено МТЮЗом

Зачем тревожить вечную классику, пытаясь перенести героев и действие из времени, где они родились и жили, в наш суетный век? Ответ на этот вопрос можно найти на сцене Московского театра юного зрителя, где состоялась...

Разговор с Билли Новиком о музыке и других радостях жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото из открытых источников

25 лет назад в Питере родилась группа Billy’s Band, очень скоро покорившая сердца тех, кто любит импровизацию в музыке и в жизни. Основателю коллектива, автору песен и вокалисту Билли Новику недавно исполнилось...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 2471
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

Афиша 00:01 / 12 Декабря 2025 2255
Себя как в зеркале я вижу...

Русский музей и Эрмитаж представили в своих залах исторические портреты

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Боровиковский В.Л. Портрет Е.А. Нарышкиной. начало 1790-х гг Фото: © Русский музей

Два равно уважаемых петербургских музея — Русский и Эрмитаж — представили в своих залах исторические портреты. Работы великих мастеров прошлого и настоящего из собственных коллекций здесь соседствуют...

Афиша 15:30 / 20 Декабря 2025 2205
Мятеж или восстание?

В России уже два века об этом спорят - и ответы зависят от того, какая эпоха на дворе

Ирина Смирнова
Труд

«Перед нами история последнего гвардейского переворота и первого штурма Зимнего» — такими словами директор Эрмитажа Михаил Пиотровский открыл выставку «14 декабря 1825 года», посвященную 200-летию...

Афиша 00:04 / 12 Декабря 2025 2139
Взгляни в лицо обреченных

Эти музейные экспозиции возвращают нас к людям и событиям, происходившим на Сенатской площади

Елена Широян, искусствовед
Труд

Двухсотлетие с момента восстания декабристов, которое считается одним из ключевых событий русской истории, в наших музеях получило довольно аскетичный отклик. В Москве это прежде всего выставка в Государственном музее...

Афиша 00:03 / 12 Декабря 2025 1934
А завтра была война

Вахтанговцы оживили последние предвоенные годы

Любовь Лебедина
Труд
Егор Разливанов, Анна Ляхова. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евг.Вахтангова

В Театре имени Вахтангова впервые поставлен спектакль под названием «Первая любовь последнего года» по роману Юрия Слепухина «Перекресток». На сцене оживает 1941 год, и вчерашние школьники уже...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 1704
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?