Главная Культура Афиша 00:05 21 Марта 2025 3309
Как поет несгоревшая скрипка

Центр «Зотов» знакомит с авангардизмом Елены Гуро и Михаила Матюшина

Елена Широян, искусствовед
Фото из открытых источников

Прохладный ветер с севера веет в столичном Центре «Зотов». Здесь выставка «Любовь в авангарде» впервые столкнула московских зрителей с семейной парой Елена Гуро — Михаил Матюшин. Поэтесса и музыкант, они нашли друг друга в студии, где оба учились живописи. Именно они стояли у истоков русского авангарда в изобразительном искусстве в его петербургском изводе. Елене Гуро было суждено прожить лишь 36 лет. Она погибла от неумолимой болезни, в старину именуемой белокровием, в 1913 году, когда ее город, еще не переименованный в Петроград, не видел радикальной живописи, ниспровергавшей старое искусство.

Название Петроград, напомню, возникло с началом Первой мировой войны, а спустя десятилетие город вновь сменил имя. Именно в советском, уже не столичном Ленинграде в середине 1930-х окончили свои дни два творца русского авангарда, друзья и соратники Казимир Малевич и Михаил Матюшин. О первом говорить излишне — все знают, как пытался сокрушить основы старой системы ценностей его арт-манифест «Черный квадрат». Второй известен прежде всего как автор музыки к футуристической опере «Победа над Солнцем». В том спектакле 1913 года, задолго до выставки «0,10», где публику шокировали беспредметные картины, и был впервые явлен герой ХХ века в искусстве — образ Черного квадрата, пока лишь в качестве сценического задника.

Футуристы любили эпатаж, а опера, где Малевич и поэт Крученых «хоронили» Солнце, произвела фурор и скандал. Однако нынешняя выставка Матюшина и Гуро словно из другого мира — полного поэзии, созерцания, преклонения перед природой. На ней мало абстрактной живописи, зато много лирических портретов и природных мотивов, от красок неба до «корневой» скульптуры — фигурок из древесных корней. Их автор Матюшин будто спорит с категоричным Малевичем, отвергавшим повествовательность и жизнеподобие. А может, предугадывает траекторию его искусства, на позднем этапе вернувшегося к реальному миру.

Фото из открытых источников

Тихое, умиротворяющее пространство выставки делает картину русского искусства начала ХХ века объемной. И заодно говорит: авангардизм не сводится к кардинальным жестам. Авторы нового направления, которое отразило катастрофы ХХ века и перемены в мировоззрении, стремились создать мир особый и цельный, на стыке различных сфер творчества. Произведения авангарда и колоритом воздействуют, и композицией, но при этом будто звучат. Попробуйте вглядеться в картины Малевича или Розановой, только беспристрастно, — и вы расслышите их музыкальный лад. Поймете, что художник строит пространство почти как в храме, где каждый элемент служит задаче приобщения к чуду. При нарочитой грубости авангардистов их работы зачастую пронизаны тем же духом постижения вселенной.

Пара Гуро — Матюшин вовсе не уникальный союз в художественной среде, в начале ХХ века подобных было немало. Вспомним Михаила Ларионова и Наталью Гончарову, Василия Кандинского и его мюнхенскую подругу Габриэль Мюнтер, уже после расставания спасавшую картины русского гения от борцов с «дегенеративным искусством». Вспомним Ольгу Розанову и Алексея Крученых, да хотя бы Айседору Дункан и Есенина. Далеко не все эти пары были счастливы и долговечны, но в таких союзах высекались творческие искры, зажигая фантазию.

У генеральской дочери Елены (Элеоноры) Гуро — с французскими корнями, ведь род происходил от протестантов (гугенотов), — и скрипача Матюшина было мало общего. Произойди их встреча немного раньше, и не могла бы девица «из благородных» выйти за незаконного отпрыска актерской династии Сабуровых. Вдобавок жених был много старше и имел семью с четырьмя детьми. Но юная ученица студии Ционглинского, где постигал живопись и Матюшин, служивший в Придворном оркестре, поразила его внутренним светом и силой личности, контрастировавшей с хрупкой телесной оболочкой. Музыкант ушел от прежней жены и стал неразлучен с художницей, писавшей «заумные» стихи, бравшей уроки у Бакста и Добужинского, дружившей с Блоком...

Фото из открытых источников

Жилище их на Петроградской стороне походило на гнездо, полное птенцов. Кружок русских «будетлян»-кубофутуристов во главе с Давидом Бурлюком собирался в двухэтажном деревянном домике с балконом. Сегодня Дом Матюшина служит Музеем петербургского авангарда. А чуть больше века назад это был подлинный центр сплочения молодых поэтов и художников — в их число входили Василий Каменский и Велимир Хлебников. Поэт Бенедикт Лившиц описал трагический предсмертный облик Елены Гуро и «ее излучавшуюся на все окружающее умиротворенную прозрачность человека, уже сведшего счеты с жизнью». К печали примешивались поклонение и восхищение — неслучайно поэтические сборники Гуро с вкраплением пьес и рассказов приняли столь разные ценители, как Вячеслав Иванов, Алексей Ремизов и Владислав Ходасевич, выделявший ее среди прочих футуристов.

Стихи Елены Гуро в экспозиции обрамляют картины, а рисунки Матюшина будто вырастают из превращенных в диковинные существа корней деревьев, которые найдены на Карельском перешейке близ дачи Гуро. Там же, в местечке Уусикиркко, на финском кладбище весной 1913 года упокоилась Елена Генриховна. С годами затерялась ее могила под соснами, шелест которых Гуро так выразительно переложила на язык «музыки ощущений» в стихотворении «Финляндия», фонетически стилизуя финскую речь. Могло бы затеряться и само имя, ведь наследие Гуро советская власть не привечала. Но нет, были сильны отголоски интереса к ее личности, почти культа Гуро, возникшего у молодых в 1910-е петроградских поэтов. Главные же «будетляне» посвятили ее памяти сборник «Трое», включивший в 1913 году стихи Крученых, Хлебникова и самой Гуро.

Внутри цилиндра конструктивистского здания бывшего хлебозавода, ныне Центра «Зотов», экспозиция круглится, мягко перетекая из одного раздела в другой: «Он и Она», «Органика», «После смерти»: Беспрерывный поток подхватил живопись, скульптуру и графику легендарной пары, их рукописи, фото и книги. Ощущения дополняют аудиозаписи музыки Матюшина и актерского чтения стихов Гуро. Ярко передано стремление зарождающегося стиля объединить различные виды искусства, дабы создать безраздельное пространство новизны:

Куратор Сергей Уваров нашел рисунки и акварели, прежде не выставлявшиеся, и редко экспонируемые произведения из 17 музеев, архивов и частных собраний, включая Русский и Третьяковку. Специально записаны музыкальные сочинения Матюшина, восстановленные по рукописям. А Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства при поддержке Центра «Зотов» отреставрировал единственную дошедшую до нас «прямоугольную» скрипку. Художник создал ее для детей из бедных семей после революции. Угловатая, но по-своему элегантная конструктивистская скрипка обладает превосходным звучанием...

Концертные платья Эдиты Пьехи «дослужились» до музейной экспозиции

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Так Эдита Пьеха выглядела на советской эстраде. Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

Выставка нарядов «А жизнь продолжается» открылась на днях в Петербурге. Не царских персон и не голливудских знаменитостей, что нынче не редкость на Западе, да и в российских...

Режиссер Антон Федоров дебютировал на сцене Театра Наций

Анна Чепурнова
Труд
Фото: Иры Полярной, Театр Наций

На сцене Театра Наций дебютировал режиссер Антон Федоров. Его «Котлован» по повести Андрея Платонова в новосибирском театре «Старый дом», где Федоров работает главным режиссером, оказался вторым в шорт-листе...

Театр Моссовета представил «Щастье!»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Елена Лапина, Театр Моссовета

В Театре имени Моссовета показали «Щастье!» Аллы Сигаловой. Режиссер и балетмейстер, она смешала в спектакле танец, городской романс и предсмертные записки Маяковского. И что из этого получилось? Заявленный...

Афиша 18:01 / 22 Марта 2025 3547
ИИ атакует

В скором времени зрителя ждет переизбыток сериалов с нейросетевыми персонажами

Труд
Фото сгенерировано ИИ © IMAGO/Mario Aurich, globallookpress.com

На какие только выдумки не идут авторы детективных сериалов, чтобы те отличались от многочисленных других таких же! Один из наиболее частых приемов — придумать оригинального напарника для главного героя....

В «Пространстве «Внутри» прошла премьера «Мертвых душ»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото: Ира Полярная/ Пространство «Внутри»

В небольшом «Пространстве «Внутри» опять аншлаг и звездопад. В премьере «Мертвые души» Владимира Комарова играют ведущие актрисы: Виктория Исакова, Светлана Иванова, Мария Смольникова. Постановка —...

В Вахтанговском театре показали «Идиота»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото Валерия Мясникова. Предоставлено театром им. Вахтангова

А в Вахтанговском театре состоялась премьера «Идиот» режиссера Владислава Наставшева. Мнения по поводу постановки разделились радикально, отклики в соцсетях варьируются в диапазоне от «разочарования»...

В Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х

Дина Егорова
Труд
А.Г. Смирнов «Возрождение», 1966 год. Фото автора

В Москве, в Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х под названием «Темная оттепель». Хрупкие призрачные фигуры в тумане. Огромные домотканые панно «Миф», «Саламандра»,...

Стартует показ первых серий детективного сериала о великом сыщике

Труд
Фото из открытых источников

На следующей неделе в онлайн-кинотеатре "Амедиатека" состоится мировая премьера двух первых серий нового детективного сериала "Шерлок и дочь", основанного на произведениях Артура Конан Дойла. По сюжету, доктор Ватсон и миссис...

Афиша 16:30 / 19 Апреля 2025 258
Оживление сказки

Мастерица из Нижнего Новгорода Екатерина Боброва создает работы, которые словно сотканы из нитей памяти, эмоций и цвета

Ирина Свиридова
Труд
Екатерина Боброва. Фото Ольги Щербаковой

На Шелепихе, в двух шагах от «Москва-Сити», открылась персональная выставка мастерицы из Нижнего Новгорода Екатерины Бобровой, которая создает необычные работы в лубочном стиле. Казалось бы, в этом...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?