Уважаемые пользователи! Сообщаем вам, что сайт подвергся DDoS-атаке из-за рубежа. Возможны сбои в работе.
Главная Культура 22:01 25 Июня 2022 8286
«Не отдавайте землю в руки опустошителей и невежд»

От Паустовского к Пушкину и обратно - маршрут по музейным антресолям и писательским дорогам

Виктория Рогозинская
В Государственном музее Пушкина работает выставка «Воображаемые встречи. Литературное путешествие с Константином Паустовским»

В Государственном музее Пушкина работает выставка «Воображаемые встречи. Литературное путешествие с Константином Паустовским», приуроченная к 130-летию со дня рождения писателя. В создании экспозиции приняли участие ГМИРЛИ имени В.И. Даля, РГАЛИ, музеи Михаила Булгакова, Марины Цветаевой и Сергея Есенина, заповедник «Киммерия М. А. Волошина» и, конечно же, Музей Паустовского, много делающий для того, чтобы имя писателя, столь чтимого современниками, не утратило своего значения и для потомков.

Так сложилось, во многом благодаря одному из неисчислимых изъянов школьной программы по литературе, что для большинства Паустовский — «это для пятиклашек»: всякие там «Барсучьи носы» и «Заячьи лапы». Если бы это было так, то зачем бы великой Марлен Дитрих при встрече с Константином Георгиевичем преклонять колени и целовать ему руки? Коротенький рассказ «Телеграмма» актриса считала одним из самых сильных потрясений в жизни.

«Идею выставки нам подсказал юбиляр, — признается директор музея писателя Анжелика Дормидонтова. — Для Константина Георгиевича было очень важно ощущать себя частью потока отечественной литературы. Он не мыслил себя — читателя, писателя и человека — без непрестанного внутреннего диалога с предшественниками и современниками. Тяга к путешествиям по местам, связанным с дорогими его сердцу писателями и поэтами, возникла у него еще в юности. Маршрут воображаемого путешествия, в которое мы приглашаем гостей выставки, проложен по местам странствий самого Константина Георгиевича: Переделкино — Пушкино — Константиново — Пятигорск — Старый Крым — Ялта — Дунино — Петербург — Таруса — Михайловское. Начинать можно с любой точки и идти в любом направлении».

Для самого Паустовского отправной точкой его литературной кругосветки служил городок Ефремов, где довольно долго жил горячо любимый им Бунин. Зимой 1917 года, только вернувшись с фронтов Первой мировой, Паустовский никак не мог определиться с литературным поприщем и положился на суд любимого писателя — отправил Ивану Алексеевичу свои стихи. Тот ответил юноше: «Мне кажется, Ваш удел, Ваша настоящая поэзия — в прозе. Именно здесь, если вы сумеете проявить достаточно упорства, уверен, сумеете достичь чего-нибудь значительного».

Спустя 30 лет эта история получила продолжение. В 1947 году писатель получил от Бунина открытку: «Дорогой собрат, я прочел Ваш рассказ «Корчма на Брагинке» и хочу Вам сказать о той великой радости, которую испытал я: если исключить последнюю фразу этого рассказа («под занавес»), он принадлежит к лучшим рассказам русской литературы». Прямоугольничек картона с этими лаконичными строчками, прилетевший в Советский Союз из Франции, был для Константина Георгиевича одной из самых дорогих реликвий. Бунинская открытка почти не покидает фонды музея, но для нынешней выставки было сделано исключение. В соседней витрине — не менее редкие экспонаты: письма вдовы Бунина Веры Николаевны. Паустовский приложил все силы к тому, чтобы произведения Бунина были наконец опубликованы в СССР. Первый бунинский сборник и вышел с предисловием Константина Георгиевича.

В 1965 году Паустовский включает подборку стихотворений Марины Цветаевой в знаменитый альманах «Тарусские страницы» — одно из самых ярких явлений в литературе 60-х. Это была первая публикация после долгих лет забвения. В то же время готовила издание цветаевского сборника Ариадна Сергеевна Эфрон, но «Страницы» вышли к читающей публике немного раньше. В витрине, посвященной Тарусе, где сам Паустовский прожил долгие годы, — номер журнала «Новый мир» с дарственной надписью Анастасии Цветаевой: «Дорогому Константину Георгиевичу в благодарность за его книгу о детстве шлю свое воспоминание — о Маринином и о моем детстве, и о нашей общей Тарусе».

Завернув за угол, из Тарусы за три шага можно попасть в Старый Крым, где жил Александр Грин. И в его посмертной литературной судьбе решающую роль играет именно Константин Георгиевич. Сегодня это может показаться странным, но после революции книги Грина долгое время не издавались. Только благодаря настоянию Паустовского в первый сборник включили «Алые паруса», которые сегодня почитаются неоспоримой классикой.

Впервые Паустовский приехал в Старый Крым в середине 30-х. Нашел дом Грина, познакомился с его вдовой Ниной Николаевной, посетил могилу. А вернувшись в Москву, принялся хлопотать о создании дома-музея писателя. Сохранилась его обширная переписка с Ниной Николаевной — несколько писем, где она благодарит Константина Георгиевича за работу с наследием мужа. И нежнейшие волошинские акварели с изображением любимых мест обоих писателей, тоже не часто покидающие родные пенаты. Сегодня в состав заповедника «Киммерия Волошина» входят и дом Грина, и дом Паустовского — они расположены на одной улице в 15 шагах друг от друга.

В витрине, посвященной Чуковскому, почетное место занимает фотография, на первый взгляд ничем не примечательная: писатели сидят у стола, и Корней Иванович внимательно читает какую-то бумагу. На самом деле запечатлен судьбоносный момент: в руках у Чуковского — черновик письма в защиту Кижей. В 60-е Паустовский активно занимался сохранением памятников старины. Однажды к нему пришло письмо из Петрозаводска. Жители сообщали, что местные власти приняли решение разобрать все здания и сооружения Кижского комплекса на дрова, поскольку, по их мнению, никакой ценности те для советского человека не имеют. Копия этого «мудрого» документа, приложенная к письму, хранится в Государственном архиве социально-политической истории России. Паустовский вместе с Чуковским забили в набат — обратились в самые высокие инстанции и отстояли памятник.

Финальный аккорд выставки — пушкинское Михайловское, которому писатель посвятил проникновенный очерк «Михайловские рощи». Центром этого уголка экспозиции стала афиша спектакля «Наш современник», поставленного Малым театром в 1949 году к 150-летию со дня рождения Александра Сергеевича. Постановка, которая предполагалась лишь как одно из событий в череде торжеств, настолько полюбилась и публике, и артистам (Пушкина блистательно играл Михаил Царев, Арину Родионовну — Евдокия Турчанинова, а Елизавету Воронцову — Елена Гоголева), что она еще несколько лет не сходила с афиши театра.

Уже после ухода писателя из жизни близкие обнаружили в тетради, с которой он работал перед кончиной, короткую запись: «Мы жили на этой земле... Не отдавайте ее в руки опустошителей и невежд. Мы — потомки Пушкина, и с нас за это спросится».

Лучше и не скажешь.

 

Комментарии для сайта Cackle

Если кто не понял, ПСО - пониженная социальная ответственность

Сергей Беднов
Труд
Популярные телеканалы дружно решили вразумить проституток. Фото: Bill Ling/moodboard, globallookpress.com

Но в заголовок-то полностью это не вставишь — места не хватит. К тому же сейчас — при напряженном информационном потоке — все принято переводить в аббревиатуры. Но если...

Народная любовь - материя тонкая, требующая аккуратного обращения. Это порой понимают даже официальные лица

Алексей Мажаев, музыкальный критик
Труд
Лидеру «ДДТ» светит штраф, но делу так и не дали ход. Фото: Антон Белицкий, globallookpress.com

Высоколобые музыкальные критики всю жизнь над Юрой Шатуновым и его публикой свысока посмеивались, а похороны певца вдруг вылились в необъявленный трехдневный траур национального масштаба. Белые розы подвозили грузовиками, кладбище...

В Москве открылась выставка, посвященная 90-летию классика русской литературы

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
За свою жизнь поэт выпустил порядка 150 сборников, многие из которых стали событиями литературной жизни. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Он был необычайно щедр на яркие эпитеты, метафоры, афоризмы. И еще в молодые годы с исчерпывающей полнотой сформулировал суть своей уникальной профессии: «Поэт в России — больше чем поэт»....

Культура 22:01 / 02 Июля 2022 13603
Опять мы виноваты...

Выходу очередного сериала франшизы «Вселенная Marvel» помешала… спецоперация России на Украине

Труд
Дело в том, что в проекте было использовано несколько российских локаций. Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

Работа над девятым по счету сериалом франшизы «Вселенная Marvel» под названием «Секретное вторжение» прервана. Как сообщают неофициальные источники в Голливуде, для пересъемок отдельных эпизодов. По сюжету,...

Эпопея легендарной коллекции обернулась грандиозной выставкой

Елена Широян, искусствовед
Труд
Выставка в ГМИИ им, Пушкина беспрецедентна по представительности: 600 шедевров мирового значения. Фото предоставлены пресс-службой ГМИИ

Фасад Пушкинского музея на этой неделе украсила большая буква «М». Но скроена вывеска хитро: сквозь белую литеру проглядывает и другая — «И». Так музей оповестил о финале эпопеи, посвященной...

Некоторые члены Президиума ВООПИиК внезапно узнали, что в обществе они более не состоят

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Какими еще утратами обернется это для Северной столицы? Фото: voopik-spb.ru

Скандалами обернулись в Петербурге собрания по выбору делегатов на внеочередную городскую конференцию Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Ее проведение...

Обозреватель «Труда» убедился в этом лично

Леонид Павлючик, Москва - Мурманск - Москва
Труд
Фото: Георгий Захарчук/Russian Look, globallookpress.com

Все началось с «Левиафана». Фильм Андрея Звягинцева, снятый в 2014 году и триумфально прошедший по экранам мира, открыл для миллионов зрителей Кольский полуостров с его жемчужиной — селом Териберка...

Эксперты недоумевают: спецоперация не сходит с экранов, а выйдешь на улицу – будто и нет ее

Сергей Беднов
Труд
Неужто публике не до крови и разбомбленного Мариуполя? Фото: V Ictor/Синьхуа, globallookpress.com

В студиях ток-шоу эксперты выражают недоумение: «Мы здесь часами говорим о спецоперации, подвигах... А выйдешь на улицу — словно ничего этого и нет. Молодежь веселится, рестораны полны, дачники...

«Труд» встретился с дочерью выдающегося мима, основателя советской школы пантомимы

Виктория Пешкова
Труд
Илья и Юлия Рутберги. Фото из домашнего архива

В Московском доме книги на Новом Арбате открыта выставка «Илья Рутберг. Лицо поколения шестидесятников», приуроченная к 90-летию со дня рождения основателя советской школы пантомимы. «Труд» встретился...

Культура 00:03 / 15 Июля 2022 11903
Идем в пираты?

После ухода Голливуда наши кинотеатры стали превращаться в рассадники нелегального контента

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Среди новинок, окольными путями пробравшихся на экраны российских кинотеатров - «Фантастические твари: Тайны Дамблодора». Кадр с сайта kinopoisk.ru

В славном городе Братске на днях закрылся кинотеатр с символическим названием «Голливуд». По иронии судьбы, причиной столь печального для местных синефилов события стал уход голливудских фильмов из нашего...

«Сотрудники» шоу «Форт Боярд», тигры Кашмир и Тоска, уйдут на пенсию

Труд
Клыкастых служащих хотели заменить 3D-моделями, но компьютерные зверюги возмутили французов

В хорошо знакомом нашим зрителям «Форте Боярд» грядут кардинальные перемены. Студия Adventure Line Productions, которая снимает это телевизионное шоу, заявила, что появлявшиеся в нем тигры Кашмир и Тоска «уйдут...

Знаменитая пианистка – о конкурсе Рахманинова, рэпе в музыкальных школах, отпуске у моря…

Сергей Бирюков
Труд
В любимом Большом зале Московской консерватории. Фото из личного альбома пианистки

Карьера Екатерины Мечетиной — на той прекрасной стадии, когда впереди еще десятилетия творческого роста, но уже набрана такая высота полета, что доказывать принадлежность к исполнительской элите мира через конкурсы...

Использовать этот знак препинания в истории со скандалом на выборах делегатов конференции петербургского отделения ВООПИиК явно рановато

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В петербургском градозащитном сообществе строем ходить не привыкли. Фото из открытых источников

В прошлом номере «Труда» мы рассказали о скандале в городе на Неве, которым обернулись выборы делегатов на конференцию Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК. По сути это напоминало рейдерский захват...

Почему эти слова из фильма «Весна» оказались пророческими для его создателей

Марина Крючкова, архивариус
Труд
Л. Орлова и Р. Зеленая. Кадр из к/ф «Весна». Фото из открытых источников.

Зарубежные критики восторгались «Весной»: какой запас веселости у этих русских, сколько жизни и бурной радости! Называли картину предвестником лент Феллини и Антониони. Они не подозревали, что по требованию...

На экраны возвращается фантастическая комедия Георгия Данелия «Кин-дза-дза!». Очень своевременное кино

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
С годами «Кин-дза-дза!» приобрела поистине культовый статус. Кадр с сайта: kinopoisk.ru

Показы отреставрированной версии картины пройдут в 250 кинотеатрах по всей стране. Напомню, что в центре сюжета — невероятная история прораба Машкова, который направляется в магазин за продуктами и вместе...

Культура 00:09 / 24 Июня 2022 10511
Одна и без оружия

В прокат вышли две яркие истории о выживании в экстремальных условиях

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Одна». Фото: kinopoisk.ru

Любой ценой пережить лето — такой девиз начертан на афишах наших кинотеатров, которые после ухода голливудских блокбастеров терпят огромные убытки. По итогам мая закрытыми оказались уже 770 кинозалов, а средняя...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?