Мы в очередной раз пролетели мимо «Оскара». Военная драма Федора Бондарчука «Сталинград» не вошла в оскаровский шорт-лист из девяти картин, лишив россиян надежды на самую престижную в мире кинонаграду, которую мы не получали уже почти 20 лет — со времен триумфа Никиты Михалкова и его фильма «Утомленные солнцем». Но, положа руку на сердце, вряд ли у «Сталинграда», ориентированного на молодого и не слишком исторически подкованного зрителя, были шансы завоевать заветную статуэтку — больно уж спорными, скажем так, выглядят художественные достоинства этого фильма, о чем «Труд» не раз писал. И посылать его на «Оскар» было очередной ошибкой российского оскаровского комитета.
Тем не менее «Сталинград» наверняка останется в истории отечественного кино — да хотя бы как рекордсмен отечественного проката. При бюджете в 30 млн долларов фильм собрал в родимом отечестве 51,5 млн — это самый высокий показатель в истории нового российского кино. Да еще порядка 15 млн «зеленых» фильм добрал за пределами России, большей частью в Китае, что позволило «Сталинграду» в итоге окупиться. Ведь чтобы отбить вложенные в фильм деньги, нужно — таков закон рынка — собрать вдвое больше: половина выручки уходит прокатчикам.
Так что «Сталинград» заработал совсем немного, если вообще заработал. Как, к слову, и идущий за ним следом фильм «Легенда № 17» Николая Лебедева, собравший в прокате порядка 30 млн долларов при бюджете в 10 млн евро. Но не все в мире, к счастью, меряется рублем. И заслуга «Сталинграда», «Легенды...» и внезапно вошедшей в тройку кассовых лидеров комедии «Горько!» дебютанта Жоры Крыжовникова (25 млн долларов сборов при бюджете фильма 1,5 млн) состоит в том, что эти и другие прокатные хиты (среди них, например, «Метро», «Что творят мужчины», «Географ глобус пропил», мультфильм «Снежная королева») властно вернули в зал зрителей, уже было совсем отвыкших ходить на отечественное кино. Очереди у касс, бурные обсуждения фильмов в офисах и на кухнях, небывалый ажиотаж по поводу громких российских кинопремьер в социальных сетях — все это явные знаки того, что 2013й может войти в киноисторию как «год великого перелома».
Собственно, этот перелом уже произошел на наших глазах. За 11 месяцев уходящего года сборы российских фильмов выросли на треть по сравнению с прошлым годом, а доля российских фильмов в прокате увеличилась с 14,6 до 17,5%, что является самым высоким показателем для отечественного кинематографа за последние пять лет. Эта доля могла быть еще выше, если бы Минкульт не чинил всевозможных препятствий, гласных и негласных, для проката таких, согласен, спорных, провокативных, но ярких лент, как «Деточки» Дмитрия Астрахана, «Зимний путь» Сергея Тарамаева и Любови Львовой, «Интимные места» Алексея Чупова и Натальи Меркуловой. Но и 3% прироста — при всей, казалось бы, мизерности этой цифры — означают на самом деле вернувшееся доверие зрителей к родному кино, веру в его творческий ресурс и коммерческий потенциал. И это, как говорили в старину, дорогого стоит.
Так что, пора бить в литавры и пить шампанское? Да нет, пожалуй, рановато будет. При всех обнадеживающих успехах на внутреннем рынке наше кино по-прежнему занимает крайне скромную нишу на мировом киноэкране. Хорошо, что в уходящем году прошумели фестивали российского кино в Нью-Йорке, Варшаве, Лондоне, Онфлере, но этого недостаточно. Российские фильмы практически не выходят в зарубежный прокат («Сталинград» на китайских экранах — скорее исключение, чем правило), так еще и на крупные международные кинофестивали наши картины приглашают все реже. Напомню, конкурсные программы Каннов и Венеции обошлись в этом году без российского участия, остросоциальный фильм Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь» не поняли в Берлине, а этнографическую ленту Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари» не оценили в Риме. Гран-при «Майору» на Шанхайском фестивале, а «Географу...» на фестивале восточноевропейского кино в Котбусе, да еще приз международной кинопрессы фильму «Стыд» в Карловых Варах — вот, пожалуй, и все наши боевые успехи на международной арене. Негусто.
По сути, после ухода Алексея Балабанова и Алексея Германа у нас осталось не так много режиссеров, скажем так, с международно конвертируемой репутацией. Но при этом уже много лет не могут получить деньги на свои постановки такие мастера авторского кино, как Вадим Абдрашитов, Сергей Соловьев, Павел Чухрай, из-за отсутствия финансирования не в состоянии закончить свою картину «Невечерняя» (судя по виденному мною материалу, близкую к гениальной) Марлен Хуциев... Не чересчур ли это расточительно? Хорошо хоть, что в отличной форме находятся такие опытные фестивальные бойцы, как Александр Сокуров, Андрей Звягинцев, Никита Михалков. Все трое заканчивают сейчас свои новые картины. За ними, говорят, уже стоят в очереди фестивали. Так что будущий год, не исключено, обещает быть для нас прорывным и на этом направлении.
10 лучших фильмов года по версии кинообозревателя «Труда» (в алфавитном порядке)
«Географ глобус пропил» Александра Велединского
«Деточки» Дмитрия Астрахана
«Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова
«Жажда» Дмитрия Тюрина
«Зимний путь» Сергея Тарамаева и Любови Львовой
«Интимные места» Алексея Чупова и Натальи Меркуловой
«Легенда № 17» Николая Лебедева
«Майор» Юрия Быкова
«Метро» Антона Мегердичева
«Стыд» Юсупа Разыкова
Лучший документальный фильм года по версии кинообозревателя «Труда» — «Труба» Виталия Манского, лучший анимационный фильм — «Кин-дза-дза» Георгия Данелии и Татьяны Ильиной.
